В конце 2019 года Александр Гарбер (№ 27 рейтинга), основатель торговой сети Magnum, вышел из состава учредителей ТОО «Magnum Cash&Carry». Покупателем доли стало ТОО «Дочерняя компания Caspian Trading Investment Co. Ltd» (CTI), ранее аффилированное с Вячеславом Кимом (№ 8 рейтинга). Однако в феврале прошлого года Ким вышел из состава участников CTI. Таким образом, на сегодняшний день единственным участником Magnum является ТОО «Дочерняя компания Caspian Trading Investment Co. Ltd», владельцами которого числятся Данияр Арынгазиев и Александр Роденков. Впрочем, Ким имеет пятилетний опцион на обратный выкуп своей доли по цене 2019 года плюс инфляция, с обязательством оставаться в течение этих пяти лет председателем наблюдательного совета ТОО «Magnum Cash&Carry». Об этом сообщает Optimism.kz со ссылкой на Forbes.kz.
Стоимость сделки не раскрывается, однако от источника, близкого к одной из сторон, Forbes Kazakhstan стало известно, что производилась она по оценке одной из компаний «большой четверки», которая оценила Magnum, с учетом долговой нагрузки на тот момент, в $130–150 млн.
Гарбер отказался комментировать продажу, ссылаясь на незавершенность сделки (по нашим данным, она будет закрыта в первом квартале 2021 года).
Его официальная бизнес-биография начинается с 1991 года, когда 28-летний бывший экономист МВД РК становится сначала брокером на рынке ценных бумаг, а потом основателем компании «Астана-Фуд» в составе легендарной корпорации «Астана-холдинг» (через некоторое время она будет переименована в «Прима Дистрибьюшн»). В 1996 году он совместно с индийской чайной компанией JV Gokal&Co Pvt. Ltd, учреждает торговое ТОО «Tea House», а в 2001-м открывает свою первую чаеразвесочную фабрику в Алматы, в 2003-м — вторую (фасовка и выпуск продукции под марками «Ассам», «Симба», «Наурыз», «Индира», «Тенгри»).
Первый магазин сети Magnum Cash&Carry, основанной Гарбером и партнерами, появляется в Алматы в сентябре 2007 года и уже через четыре года вырастает в самую крупную по объему выручки сеть в стране. После кризиса 2009-го сеть начинает расти особенно агрессивно, делая ставку на минимальную торговую наценку, и очень скоро в локациях, где появлялся «Магнум», другие торговые точки начинают закрываться, не выдержав конкуренции.
Но агрессивный рост требует таких же агрессивных вложений, и в 2014 году Гарбер продает 30%-ную долю Кенесу Ракишеву (№ 6 рейтинга). Сумма сделки неизвестна. Представители Magnum тогда сообщили, что вырученные от продажи доли средства будут пущены на строительство новых магазинов и уменьшение обязательств перед кредиторами. В то время сеть общей площадью 73 тыс. кв. м (торговая — 38 тыс. кв. м) состояла из семи магазинов в Алматы и по одному в столице и Караганде. Ежедневно через сети проходило около 46 тыс. человек со средним чеком $33,2.
По результатам исследования ТОО «Прогресс», в 2014 году прямыми и косвенными конкурентами Magnum в Алматы были сети Small с долей рынка 18,5%, «Рамстор Гипер» (12%), гипермаркеты A-Store (9%), сети Green (7,5%), Metro (6,5%), «Арзан» (6,5%). При этом Magnum занимал более трети рынка продуктового ретейла южной столицы.