Экономический обозреватель Денис Кривошеев рассказал, стоит ли ждать строительство нового терминала и других улучшений условий для пассажиров после продажи аэропорта Алматы турецко-французской компании. Об этом сообщает «Оптимизм» со ссыокой на inAlmaty.kz.
Экономический обозреватель и блогер Денис Кривошеев давно освещает тему гражданской авиации в Казахстане. Он считает, что приход нового инвестора в Международный аэропорт Алматы – это благо, но компании TAV Airports Holding еще предстоит отбить огромные инвестиции.
— Любой новый инвестор, особенно иностранный, приходя в другую страну, пытается закрепиться. Предыдущие владельцы почти ничего не инвестировали в порт и использовали его как доходный инвестиционный ресурс. Сейчас зарубежной компании придется постараться, чтобы мягко войти в бизнес-среду Казахстана. Говорят, о сумме инвестиций в 1 млрд долларов, но я не верю в такие цифры, ведь эти огромные инвестиции еще нужно отбивать, а при сегодняшней доходности аэропорта на это уйдет 10-12 лет. Сюда можно прибавить и саму сумму сделки по продаже, которую я оцениваю в 300-350 млн долларов, — поделился эксперт.
Чтобы поднять пассажиропоток и прибыль новым владельцам аэропорта придется решать проблему расширения пассажирского терминала. По мнению Кривошеева, прошлые владельцы рассматривали вариант строительства международного терминала на месте Авиаремонтного завода №405, который примыкает к аэропорту с северной стороны. Эксперт отметает, что этот проект будет очень дорогим, поскольку для строительства терминала придется не только снести здание завода, но и стоящую рядом заброшенную 9-этажку, которую также придется выкупить. Даже если проект будет реализован, там не хватит места и самолетам будет трудно разворачиваться.
— Есть более дешевое решение, которое я предлагал предыдущему руководству аэропорта. Можно увеличить терминальную площадку вперед, построив новый зал ожидания, а существующий использовать как входную группу. Разговор идет о проекте в 30 млн долларов и это достаточно выгодно. Также в ужасном состоянии находится вторая, левая взлетная полоса. Она представляет из себя лоскутное одеяло из плитки, асфальта, и чтобы привести ее в рабочее состояние, нужна реконструкция, на которую у новых владельцев также уйдет около 20 млн долларов. Скорее всего им незначительно, но все-таки придется поднимать стоимость услуг аэропорта, тем более, что повышения цен не происходило уже 12 лет и этот вопрос давно назрел. Думаю, на первом этапе продеться вложить в аэропорт не меньше полумиллиарда долларов, — рассказал Денис Кривошеев.
Экономический обозреватель считает, что нынешние владельцы воздушной гавани Алматы – компания Venus Airport Investments B.V решили продать его из-за того, что аэропорт стал стал одним из самых раздражающих объектов в городе. Долгое время правительство рассматривало проект строительства нового международного аэропорта вблизи города Капшагай. По мнению Кривошеева реализация этого проекта создала бы неудобства для всех алматинцев. Как только проект приостановили владельцы решили избавиться от проблемного актива. При этом когда в 2011-ом году компания Venus Airport Investment B.V. приобретала аэропорт он был убыточным предприятием. Сейчас Международный аэропорт Алматы превратился в высокодоходный бизнес.
— Я возлагаю большие надежды. Ожидается, что директором компании станет человек, который возглавлял аэропорт Тбилиси. У него есть опыт развития в рамках «свободного неба». Будем надеться, что новые инвесторы попытаются построить хорошие отношения с самыми разными группами, включая общественных деятелей. Предыдущее руководство игнорировало общество полтора года, — добавил экономический обозреватель.
Напомним, что сейчас ведутся переговоры по приобретению аэропорта между акционерами АО «Международный аэропорт Алматы» и турецко-французской компанией TAV Airports Holding.