Представители Общественного совета г.Алматы проинспектировали работу единой автоматизированной системы платных парковок южной столицы Казахстана и в целом положительно оценили деятельность проекта «А-Паркинг», отметив позитивное влияние проекта на общее оздоровление транспортной ситуации в городе.
Во время рабочей встречи представители Общественного совета и руководство проекта «А-Паркинг» познакомились с работой зоны платных парковок тротуарного и площадочного типа, проинспектировали работу пеших инспекторов и автомобилей «Дозор М» проекта «А-Паркинг», а также проинспектировали центр обработки данных единого автоматизированного парковочного пространства г.Алматы.
По итогам инспекции представители Общественного совета констатировали, что за три года с момента запуска проекта «А-Паркинг» была проделана большая работа, которая привела к улучшению обстановки на дорогах города. В частности, скорость движения в зонах платной парковки увеличилась на 12%, на 15% снизилось количество транспорта в центре города, среднее время стоянки уменьшилось на 50%.
В ходе инспекции члены Общественного совета отметили, что в крупнейшем городе страны успешно создана единая автоматизированная система платных парковок – сложнейшая современная компьютерная платформа мирового уровня, функционированием и развитием которой управляет профессиональная команда отечественных специалистов. Эта команда накопила уникальный для нашей страны опыт и профессиональные компетенции в вопросах эффективного управления парковочным пространством мегаполиса. Специалисты «А-Паркинг» не только переняли лучший опыт зарубежных коллег, адаптировав его под местные реалии, но и создали собственные алгоритмы действий системы в различных ситуациях.
— Мы детально познакомились с работой системы платных парковок города. У нас сложилось полное представление об особенностях и специфике вашей работы. Я доктор наук, профессор по информатике, и видел разные системы. Хочу сказать, что в Казахстане нет такой другой системы, и на муниципальном уровне создать такую мощную, сверхсовременную информационную систему – очень сложная техническая и интеллектуальная задача. Проекту удалось объединить оплаты через разные безналичные каналы, иметь связь с ДГД г. Алматы и с ДП г. Алматы из разных частей города в режиме онлайн. Для города Алматы – это скачок из каменного в современный век, но менталитет горожан не поспел за вами, и поэтому этот разрыв пока порождает у них множество вопросов. Мы поддерживаем любые позитивные изменения в нашем городе, в том числе, когда средства вкладывают частные инвесторы, — сказал в ходе рабочей встречи председатель комиссии по вопросам предпринимательства, экологии и городской мобильности, генеральный директор Ассоциации пользователей научно-образовательной компьютерной сети Казахстана «КазРЕНА» Борис Джапаров.
Как было отмечено на мероприятии, сумма инвестиций в развитие единого автоматизированного парковочного пространства г.Алматы на сегодня составила 3,96 млрд тенге. Все реформы по организации парковочного пространства южной столицы проведены за счет частного инвестора, что позволило властям города не отвлекать значительные средства на эти цели из муниципального бюджета, а направить их на решение важнейших экономических и социальных задач города.
За время работы системы платных парковок в г.Алматы в бюджет всего поступило 1,7 млрд тенге, из которых 561 млн – налоговые отчисления, 267 млн – платежи за парковочные места, 247 млн – обязательные платежи государству, также 622 млн тенге поступило в бюджет города в виде штрафов за выявленные нарушения правил ПДД. Все эти средства позволяют городским властям к примеру, закупить 30 новых автобусов или построить 340 новых детских площадок. Жители мегаполиса и его гости с удовлетворением отмечают, что в последние годы значительно обновился парк общественного транспорта города, по ухоженным улицам курсируют новые автобусы, а городские дворы, причем не только центральные, но и на периферии пополнились новыми современными детскими площадками.
Также в ходе встречи представители Общественного совета города озвучили проблемные вопросы в отношении платных парковок, с которыми сталкиваются горожане. В частности, обсуждался вопрос безопасности парковочных мест, который волнует многих автолюбителей Алматы. Оставляя свой автомобиль на платной парковке, они хотят быть уверены, что спорные случаи нарушения правил парковки, либо дорожные происшествия останутся в памяти видеофиксации. Как отметил руководитель проекта «А-Паркинг» Марат Принбеков, в рамках проекта установлены видеокамеры на всех городских парковках площадочного типа, где обзор камер можно ограничить территорией парковки. Однако если установить камеры видеофиксации на парковках тротуарного типа, то в поле зрения камер попадет большой сектор частной жизни горожан – кто, где и во сколько паркуется, кто куда садится и пр., что, по отзывам правозащитников, может быть расценено как вмешательство в личную жизнь, которая по закону неприкосновенна. Как отметили участники дискуссии, возможно, решение проблемы состоит в увеличении числа умных камер системы «Сергек», которая сертифицирована государством для применения в общественных местах, однако вопрос видеонаблюдения нужно обязательно решать.
На встрече также был поднят вопрос о том, что не все парковочные места для инвалидов позволяют людям с ограниченными возможностями удобно парковаться и осуществлять посадку и высадку из автомобиля. Представители «А-Паркинг» сообщили, что совместно с представителями городских обществ инвалидов команда проекта совершила объезд по самым загруженным зонам платной парковки на автомобиле «Инватакси» и на месте выявила имеющиеся проблемы. В данный момент замечания устраняются совместно с силами дорожной полиции г. Алматы, в частности по нанесению разметки и дорожных знаков для инвалидов в зонах платной парковки, а также изменению формы парковочных мест и реконструкции зон посадки и высадки пассажиров.
В ходе встречи представители «А-Паркинг» отметили, что для дальнейшего развития и успешного функционирования автоматизированной системы парковочного пространства в интересах жителей необходимы и встречные решения со стороны города и его уполномоченных органов. В частности, нужна доработка правил парковки в плане введения дифференцированного тарифа оплаты, выделение земельных участков под «перехватывающие» многоуровневые паркинги в местах массовой пересадки на общественный транспорт, борьба с нелегальными «жилеточниками» и недобросовестными водителями, скрывающими номерные знаки от фиксации камер «А-Паркинг». Также был поднят вопрос отмены адресных справок, в результате чего горожане лишены возможности подтвердить факт проживания в конкретной парковочной зоне. Все эти вопросы станут предметом последующих встреч Общественного совета и специалистов проекта «А-Паркинг» совместно с городскими властями.
В заключение встречи представители Общественного совета обратились к руководству проекта с просьбой проводить регулярную информационную и разъяснительную работу для жителей и гостей города с целью освещения деятельности проекта «А-Паркинг» и дальнейшей работы с населением по разъяснению проблемных вопросов.