Вице-министр труда и соцзащиты: «Хочу однажды обернуться назад, и не почувствовать стыда за свою работу»

Мир так стремительно меняется, что мы просто не замечаем, как совершаем покупки онлайн, заказываем еду, такси, и даже получаем госуслуги таким же способом. А ведь всеми этими электронными процессами по-прежнему руководят люди. Одним из них является «цифровой» вице-министр труда и социальной защиты населения Нариман Мукушев.
Благодаря проделанной работе, только в этом году в социально-трудовой сфере было оказано порядка 5 млн услуг в онлайн-формате. Мы поговорили с Нариманом Нурлановичем о наиболее популярных госуслугах, о самых «избалованных» цифровизацией казахстанцах, а также об истинных причинах его прихода на госслужбу.
– Нариман Нурланович, вы представляете министерство, которое оказывает множество услуг населению. Какие из них больше всего нуждаются в цифровизации для облегчения жизни граждан?
– В первую очередь мы стараемся оцифровывать все услуги, связанные с социально-уязвимыми слоями населения и безработными гражданами. Потому что, к сожалению, здесь больше всего коррупционных проявлений, а цифровизация обеспечивает прозрачность процессов. Кроме того, у нас в стране через Центры занятости населения происходит порядка 500 тысяч трудоустройств в год. Поэтому для более удобного получения услуг в сфере занятости мы в пилотном режиме реализуем проект «Единая система учета электронных трудовых договоров», внедрили Электронную биржу труда, где все вакансии и резюме собраны в единую базу. Уже нет необходимости посещать Центры занятости по многим вопросам. Не все, конечно, пока этим пользуются, некоторые люди по-прежнему приходят лично в офисы, но мы стараемся эту тенденцию изменить.
– Как вы думаете, с чем связано то, что люди до сих пор не в полную меру пользуются такими благами цифровизации?
– В первую очередь, влияет доступность интернета, на мой взгляд. Например, в селах, регионах, районах некоторые граждане, как и прежде идут в Центры занятости. К тому же, я думаю, что в этом есть и наша вина. До прихода в министерство я даже и не знал о существовании такого сайта, как enbek.kz. Поэтому нам нужно достучаться до каждого гражданина и донести до всех информацию о том, что сегодня множество услуг можно получить онлайн.

Граждане всегда хотят видеть сиюминутный результат работы, но не всегда так получается, ведь огромная её часть остается за «кулисами». Исходя из этого, возникает масса критики в сторону госорганов. Скажите, какой вы видите выход из этого положения?
– Действительно, иногда люди не понимают, чем мы занимаемся, грубо говоря, думают, что просто «штаны протираем». Поэтому важно все-таки открыто рассказывать о том, какая работа проводится, и что любые изменения невозможно внедрить по щелчку пальца. К примеру, когда нам поручают решить тот или иной вопрос, мы отвечаем, что нужно подойти к этому системно: провести несколько встреч, принять ряд конкретных решений, составить план действий и приступить к реализации. В зависимости от сложности это может занять месяц, полгода или даже еще дольше. Нужно до людей правильно доносить эту информацию. Что касается критики, если она конструктивная, на нее надо реагировать спокойно, и более того, принимать ее к сведению, не игнорировать. На каждое высказывание нужно отвечать. И причем делать это честно. Кстати говоря, мы часто проводим встречи с гражданами, выходим с ними на диалог. Конечно, есть люди, которых наши ответы и действия не всегда удовлетворяют, всем не угодишь. Но я считаю, что в таком формате нужно дальше продолжать работать.
– А если рассмотреть по регионам, жители каких городов или населенных пунктов остаются недовольными?
Недавно мы анализировали обратную связь от граждан, и стало ясно, что в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте люди меньше всего удовлетворены госуслугами. И это не потому что здесь хуже их доступность или качество, а потому что в этих городах население требовательнее. Например, условно говоря, если в Темиртау человек получил услугу за два дня и положительно оценил нашу работу, то столичный житель может ответить возмущением. У населения крупных городов высокие ожидания, оно более избаловано цифровизацией. Мы все покупаем билеты онлайн, оплачиваем покупки в интернете, это легкодоступно. Когда обращаемся за какой-либо социальной услугой, где приходится подождать день, это кажется нонсенсом.
– Вы очень открытый и самое главное, искренний человек в соцсетях. Публикуете подробные отчеты о проведенной работе, встречах. Считаете ли вы, что благодаря такому способу связи люди стали больше доверять госслужащим?
Думаю, да, так как большая часть граждан реагирует на это положительно. Многие, кстати, дают полезныесоветы, а мы из этого черпаем идеи. Также для меня важно писать обо всем в соцсетях, потому что это своего рода общественное обещание. Если я о чем-то сообщил публично, значит это обязательно нужно выполнить. Ведь если просто писать о встречах и давать обещания, а через год, к примеру, ничего из этого списка не будет сделано, люди сами сделают выводы. Поэтому, когда пишу о чем-то, я всегда думаю, что отступать некуда. Да, может быть, какую-то часть не удастся выполнить в указанный срок, но процентов 80% должно быть исполнено.

– Какие цифровые услуги, в вверенной вам сфере, по сравнению с другими странами удалось быстрее и качественнее внедрить в Казахстане?
– Могу сказать, что электронные трудовые договоры – это, в принципе, ноу-хау. Сейчас мы одновременно с Россией внедряем и развиваем их. Многое было обсуждено нами в рамках обмена опытом. Хочу также отметить, что проект Электронная биржа труда содержит дополнительные удобства в рамках личного кабинета, внедрен ряд сервисов, которые нас качественно отличают от других стран. И в принципе это было сделано за достаточно короткий период времени.
– Вы являетесь амбассадором проекта «Мир равных IT-возможностей». Как цифровизация влияет на качество жизни лиц с особыми потребностями? Не считаете ли вы, что электронные преимущества наоборот становятся барьером для выхода в общество?
Сейчас мы даем возможность лицам с особыми потребностями получать услуги, не выходя из дома, когда раньше им приходилось потратить на это полдня. Лучше пусть они это время проведут с семьями, посетят театр, например. Я думаю, что развивать инклюзивное общество нужно как раз  в сфере культуры и искусства, общественного транспорта, ресторанов и кафе. А получение госуслуг в онлайн-формате только облегчает жизнь. К тому же, у нас есть множество примеров, когда люди с инвалидностью, обучившись разным IT-навыкам, смогли зарабатывать. Это те блага, которые позволяют им удаленно работать. Мы ведь прекрасно понимаем, что многие работодатели, к сожалению, очень субъективно относятся к приему на работу граждан с особыми потребностями. Цифровизация же дает возможность получения безбарьерного дохода.
– За всеми электронными фишками всегда стоят люди. Система может работать бесперебойно, однако обдумывает, создает ее всегда человек. Исходя из этого, интересно знать ваше мнение по поводу сотрудников-ваших коллег, которые так или иначе связаны с IT. Какие качества вы в них цените и на что обращаете внимание при приеме на работу?
Для меня ключевым качеством в человеке всегда была и будет – внутренняя энергия. Зачастую, когда я приглашаю людей на работу, во время собеседования больше смотрю даже не на опыт, а на желание что-либо делать. Такой человек в начале работы может набить шишки, полгода нам с ним будет нелегко , зато потом он горы свернет. Именно с такой командой мы стали Лучшим офисом цифровизации среди госорганов в 2019 году. Поэтому я всегда за то, чтобы искать таких людей, помогать им раскрыться, не боятся давать им возможность развиваться. Я считаю, что мне в свое время крупно повезло, так как часто слышу истории о руководителях, которые видят энергичного человека, показывающего хорошие результаты в работе, и думают «ой, а вдруг он завтра мое место займет». Мне, к счастью, попадались такие начальники, что наоборот открывали путь, и я к своим ребятам точно так же отношусь.

— Безусловно, у вас есть продуманный и выстроенный план, по которому вы движетесь вперед. Скажите, на сегодняшний день насколько вы оцениваете свою работу по десятибалльной шкале?
– Я не привык себя оценивать. Думаю, это должны делать сами граждане, отталкиваясь от того, насколько удобнее стали услуги, а также руководство. Причем именно в таком порядке. Можно и на 10-ку оценивать свои старания, но если население и государство считают, что работа выполнена плохо, мое мнение о себе никому не нужно.
– Как мы знаем, вы пришли на госслужбу, поработав в частном и квазигоссекторе. Наверняка, у вас есть миссия, внутренняя мотивация на таком высоком уровне изменить что-то в стране?
– Я всегда думал о завтрашнем дне. В частной компании что я мог сделать? Если бы хорошо работал, просто становился бы богаче, как и мой акционер. Когда перешел в нацкомпанию — Казпочту, меня зарядило то, что если я буду хорошо работать, сотня тысяч пенсионеров почувствуют это на себе. Это стало мощной мотивацией. Ведь я хочу однажды обернуться назад, и не почувствовать стыда за свою работу, знать, что за этот период у людей что-то улучшилось. Ровно из этих же побуждений я принял предложение перехода на госслужбу. Здесь масштабы помощи значительно увеличены, уровень достаточно высок, ведь наше министерство охватывает практически все слои населения.
– Благодарю вас за откровенное интервью! Желаю дальнейших успехов!
Беседовала: Екатерина ЗУНЗЯК
Фото: Турарбек МУСИН
 

Exit mobile version