Accenture Technology Vision 2020: Казахстан уже является «пост-цифровым» обществом

Компания Accenture (NYSE: ACN) выпустила юбилейное 20-е исследование Techology Vision 2020 «Пост-цифровые люди: сможет ли ваша компания пережить «техно-конфликт»?». Исследование определяет основное направление развития компаний в ближайшие годы, как поиск баланса между ценностями для бизнеса и интересами для потребителей.

В основу исследования были положены данные опроса, проведенного Accenture по всему миру. Его респондентами стали более чем 6 тысяч руководителей бизнеса и технологических подразделений. Казахстан в опросе был представлен 50 топ-менеджерами предприятий, работающих в энергетике, металлургии, финансовой и страховой сфере. В Казахстане опрос проводился впервые.

Подавляющее большинство опрошенных (83% в мире и 78% – в Казахстане) признает, что технологии стали необходимой частью человеческого жизни или клиентского опыта. Столь же высоко оценивают роль технологий и потребители. Исследователи опросили по всему миру 2000 человек, 70% из которых ожидают, что взаимодействие с технологиями будет все глубже и важнее в течение следующих трех лет.

Сопротивление общества проникновению технологий и росту их влияния на повседневную жизнь авторы исследования рассматривают как столкновение цифровых стратегий бизнеса с желаниями и потребностями людей. При этом потребители часто не принимают в расчет реальную пользу, которую приносят в жизнь инновации. Чтобы продолжать опираться на достижения технологий, предприятиям стоит изменить свое мышление и подходы к развитию, развернув их в сторону интересов потребителей, – отмечается в преамбуле исследования.

По мнению директора по технологиям и инновациям Accenture Пола Догерти (Paul Daugherty), «ослепленные перспективами цифровых технологий, многие компании создали цифровые продукты и сервисы, не учитывая человеческие, организационные и социальные последствия. Сегодня мы наблюдаем технологический конфликт, вызванный противоречиями между интересами потребителей, потенциалом технологий и бизнес-амбициями. Мы находимся в важной точке коренного перелома в подходе к определению лидерства. Бизнесу необходимо изменить установку «мы никому не обязаны ничего объяснять» на «нам доверяют, потому что…» – то есть переосмыслить свои фундаментальные бизнес- и технологические модели и создать новую основу для конкуренции и роста».

В Accenture Technology Vision 2020 выделено пять ключевых направлений, где в ближайшие три года возможно ослабить противостояние потребителей и цифровых систем предприятий. Это поможет построить более прочные и доверительные отношения, которые пойдут на пользу всем заинтересованным сторонам.

  1. «Я» — персонифицированный опыт. Большинство участников опроса (90% в Казахстане и 85% в мире) согласны с тем, что отношения предприятий с потребителями должны переходить от клиентской к партнерской модели. Помимо расширения свободы выбора и усиления роли каждого потребителя это позволит персонифицировать предлагаемые бизнесом продукты и преодолеть отчужденность целевой аудитории.
    Остроту проблемы подчеркивает тот факт, что сегодня только 37% компаний используют в своей работе инклюзивное проектирования или человекоцентричные принципы, позволяющие перевести отношения между человеком и машиной от противостояния к сотрудничеству.
  2. «Я» и искусственный интеллект. Предстоит переосмыслить и роль искусственного интеллекта. Он должен стать не средством автоматизации, а коллегой человека, способным взять себя самостоятельное выполнение рабочих функций. Определить их – важная задача компании.
    Этот аспект исследования особенно актуален для Казахстана. 92% респондентов, представлявших в опросе республику (против 73% в среднем по миру), подчеркнули, что их предприятия заняты внедрением или тестовой эксплуатацией ИИ-систем.
  3. Дилемма умных вещей. Потребители уже не замечают, что в одном гаджете объединены технологии разных вендоров, из-за чего происходят постоянные обновления «умной функциональности» разных элементов устройств. В результате для потребителя исчезла разница между сбоями самого устройства и его программной части, что раздражает людей. При этом 74% респондентов в мире и целых 94% в Казахстане ожидают роста количества обновлений для подключенных устройств. А это, в свою очередь, приведет к необходимости переосмысления ответственности производителей за качество продукции.
  4. Роботы «на воле». Проникновение роботов расширяется: сегодня они работают не только «в периметре» производственных зон. Заметное влияние на распространение роботизации оказывает и развитие технологий пятого поколения мобильной связи. Однако, руководители ни в среднем по миру, ни в Казахстане, отнюдь не уверены в способности своих сотрудников взаимодействовать с робототехникой. Если не беспокоятся по этому поводу только 55% опрошенных, то у другой половины, 45% респондентов, взаимоотношение робота и человека вызывает опасения.
  5. Инновационная ДНК компании. Сегодня бизнесу доступно беспрецедентное количество технологий развития. Однако, для их полноценного применения компаниям приходится создавать собственную уникальную инновационную ДНК. Ставки в сфере инноваций высоки. С этим согласны большинство (86%) респондентов из Казахстана. А это значит, что в ближайшем будущем предприятия республики столкнутся с необходимостью формирования новых способов инновационного взаимодействия, как со своими отраслевыми партнерами, так и со сторонними компаниями.

«Результаты нашего исследования по Казахстану не просто коррелируют с глобальными цифрами, но даже превосходят их, — отмечает руководитель департамента «Технологии» Accenture в России и Казахстане Мария Григорьева. — Казахстанский бизнес уверен в том, что технологии сегодня играют ключевую роль в жизни общества – эти показатели в исследовании выше, чем в среднем по миру. Это говорит о том, что Казахстан, по сути, уже является «пост-цифровым» обществом, готовым к преодолению того самого «техно-конфликта».

Благодаря отсутствию устаревшего «технологического наследия», бизнесу в Казахстане легче внедрять инновации, чем западным компаниям. Общество ценит новые технологии за возможности, которые они несут. Для примера: 92% организаций-респондентов в Казахстане готовы или уже делают пилотные проекты по искусственному интеллекту — при среднемировой цифре в 73%. Это существенный разрыв, комментирует Мария Григорьева.

«В Казахстане велик потенциал использования промышленных роботов и ИИ — благодаря наличию развитой горнодобывающей и энергетической промышленности. Активно развивающийся финансовый сектор также требует инновационных решений по всей линейке технологических трендов — от внедрения онлайн-касс для малого бизнеса до предиктивной аналитики и виртуального шоппинга», считает эксперт Accenture.

«Включение Казахстана в глобальное исследование полезно для нашего бизнес-сообщества, чтобы «сверить часы» и оценить, насколько наша точка зрения на проблемы, которые стоят перед бизнесом, соотносится с глобальными вызовами и трендами, – комментирует Мирас Касымов, директор по развитию Accenture в Казахстане. – Проблемы Казахстана такие же, как у глобального сообщества, при этом скорость, которую набрал казахстанский бизнес с точки зрения изменений – довольно большая. Поэтому надо периодически проводить работу над ошибками оглядываясь назад и анализировать пройденный путь. Необходимо также понимать, что вызовы стоят не только перед бизнесом, но и перед государством. Правительство и государство должно формировать такие нормы и правила, которые будут поддерживать темпы, которые набирает наш бизнес, выполнять не только регулирующую функцию, но и поддерживающую, обеспечивающую рост, особенно сегодня, в ситуации глобального замедления во всей мировой экономике».

Ежегодное исследование Accenture Technology Vision – результат системного анализа, который компания проводит уже 20 лет в корпоративном секторе, выявляя технологические тенденции с наибольшим потенциалом для прорывного развития бизнеса и целых отраслей.

Для получения более подробной информации об исследовании посетите сайт https://www.accenture.com/us-en/insights/technology/technology-trends-2020 или следите за дискуссией в социальных сетях по хэштегу #TechVision2020.

О методологии
Процесс подготовки исследования 2020 года включал в себя сбор информации от Внешнего консультативного совета по технологическому видению (Technology Vision External Advisory Board) – группы, состоящей из более чем двух десятков опытных специалистов из государственного и частного секторов, представителей академических кругов, руководителей венчурных компаний и бизнеса. Кроме того, команда Technology Vision провела интервью с лидерами сферы технологий и экспертами отрасли, а также почти со 100 бизнес-лидерами Accenture. Одновременно с этим Accenture Research провел онлайн-опрос 6 074 руководителей компаний и ИТ-подразделений в мире, чтобы получить представление о том, как внедряются новые технологии.

Опрос помог определить ключевые вопросы и приоритеты внедрения технологий и инвестиций. Респондентами были руководители высшего звена и директоры компаний из 25 стран мира и 21 отрасли промышленности, большинство из которых имеют годовой доход свыше $5 млрд. В этом году исследование компании Accenture также включало в себя опрос потребителей, в котором приняли участие 2000 человек в Индии, Китае, Великобритании и США.

О компании Accenture
Accenture – ведущая международная компания в сфере профессиональных услуг, предоставляющая широкий спектр решений и услуг в области стратегии, консалтинга, цифровизации бизнеса, технологий и операций. Более 505 000 сотрудников Accenture работают в 120 странах мира. В работе с клиентами компания сочетает свою уникальную экспертизу в 40 индустриях и всех ключевых бизнес-функциях, специальные навыки в реализации проектов, а также крупнейшую в мире сеть центров разработки и внедрения. Accenture объединяет лучшее из мира бизнеса и технологий, помогая своим клиентам повысить эффективность бизнеса и создать новую ценность для акционеров, привнося инновации, улучшая бизнес и жизнь людей во всем мире.

Exit mobile version