Айдос Есмагамбетов – единственный отечественный скульптор-гиперреалист. В прошлом году он стал победителем проекта, открывающего имена людей, внесших вклад в развитие независимости «100 новых лиц Казахстана». На данный момент Айдос изготовил пять фигур известных личностей, сейчас работает над скульптурой Геннадия Головкина, а также занимается созданием сложного грима.
Молодой человек рассказал, насколько сложно делать реалистичные копии людей, а также о планах открытия в стране музея гиперреалистичных фигур.
— Айдос, известно, что вы самоучка, расскажите, пожалуйста, как путем просмотра видеоуроков вам удалось «слепить» из себя такого успешного скульптора?
— Когда учился на факультете художественной графики в Аркалыке, создание скульптурных произведений меня вообще не привлекало. Но лет 15 назад я узнал из новостей, что музей мадам Тюссо постоянно пополняется экспонатами известных личностей – на тот момент там появилась фигура Барака Обамы. Я подумал, ведь мы можем наслаждаться такими скульптурами не только по телевизору, и основательно решил развивать это искусство в Казахстане. Скажу одно, на просторах интернета можно найти много полезного материала, но досконально обучиться этому мастерству, лишь смотря видеоуроки, очень сложно. Погружаясь в тему, я «познакомился» со многими скульпторами-гиперреалистами, узнавал, с какими материалами каждый из них работает, сравнивал, оценивал свои возможности. Мне потребовалось много энергии и времени, чтобы глубоко изучить вопрос и поэкспериментировать. В конце концов, я избрал удобную для себя технологию и начал двигаться вперед.
— Какие скульпторы-гиперреалисты вас вдохновляют? Что думаете о достаточно смелых работах Рона Мьюека?
— В начале моего пути Рон Мьюек меня очень вдохновлял. Но на данный момент между нами есть существенное отличие: он не создает фигуры знаменитых людей и не мучает себя вопросом «Похож или не похож». Также мне очень импонируют гиперреалистические гиганты канадского скульптора Эвана Пенни. Откровенно говоря, я бы хотел затрагивать в своих работах социальные проблемы, чтобы обратить внимание общества на них. Однажды я даже пробовал себя в этом направлении, но скульптуры остались незаконченными. Тогда я жил в ауле, и возможности покупать силикон практически не было. Вообще у меня есть очень смелая мечта – выставляться за границей вместе с такими именитыми скульпторами, которых я перечислил выше. Хочу продвигать Казахстан в мире через искусство.
— Ваши скульптуры выглядят поразительно реалистично, особенно известные всем силиконовые копии Назарбаева и Обамы. Как вы этого добиваетесь?
— Изначально изготавливается так называемая основа из скульптурного пластилина, затем делается слепок, после уже в готовую форму заливается силикон. Данный материал, кстати, считается долговечным, в отличие, к примеру, от воска, поэтому на протяжении нескольких лет фигуры не будут нуждаться в реставрации. Напоследок остается кропотливый труд над деталями. Я работаю исключительно по фотографиям и отталкиваюсь от информации о внешних параметрах из интернета. Для сравнения, в музее мадам Тюссо над одной фигурой трудятся как минимум 15 человек. При этом, они приглашают людей, фотографируют их, измеряют параметры, фиксируют анатомические особенности. У меня пока нет такой возможности. К слову, когда я создавал скульптуру Назарбаева, вживую его ни разу не видел.
— Процесс изготовления мелких деталей, несомненно, требует усидчивости. Скажите, какими еще качествами должен обладать скульптор, чтобы воплотить в реальность задуманное?
— Конечно, это очень тонкая работа. Но я никогда не запасаюсь терпением, так как получаю большое удовольствие от процесса. Приступаю к созданию скульптур всегда с мыслями о результате. По итогу, бывает, смотрю на фигуру и думаю «Это действительно я сделал?». Но единственное, на что стоит обратить внимание при работе с мелкими деталями – это зрение, так как оно очень страдает. Особенно, когда работаешь с волосами – вставляешь по одной маленькой волосинке на небольшом расстоянии. В такие моменты из глаз слезы текут ручьем. Чтобы снять нагрузку я взял за привычку постоянно делать гимнастику и массаж.
— В СМИ нередко появлялась информация о ваших планах открыть музей. Расскажите, что мешает этой идее воплотиться в жизнь?
— Это моя большая мечта. Скажу честно, многое упирается в финансы. При этом, я понимаю, что не обязательно открывать отдельное здание, для начала можно создать отдельный уголок в одном из имеющихся музеев. Совсем недавно я подготовил проект, который презентовал в акимате и Министерстве культуры, надеюсь, что моя инициатива будет поддержана. Если все получится, планирую набрать целую команду талантливых ребят из «Шабыта», Академии искусств имени Жургенова. Так процесс работы будет происходить гораздо быстрее. Считаю, что данный музей поспособствует развитию туризма в Казахстане. Люди смогут увидеть копии выдающихся исторических и современных личностей нашей страны.
— Айдос, своим успешным примером вы стимулируете казахстанцев, особенно молодежь добиваться в жизни большего, не бояться начинать с нуля. Именно поэтому вы попали в проект «100 новых лиц». Что вы можете сказать о нем?
— Это очень хороший проект. Туда попадают действительно одаренные казахстанцы, которые создают изобретения, совершают прорывные открытия, это не может не мотивировать. Когда я смотрел на людей, входящих в этот список, понимал, что все они так же, как и я, тратят много времени, чтобы достичь определенных результатов в своем деле, значит, действительно любят его. Я на себе почувствовал, что молодежь стала больше интересоваться скульптурой, мне часто пишут в социальных сетях, задают вопросы, на которые я всегда стараюсь отвечать. Уверен, что у нас очень много талантов, причем не все они живут в городах, многие в аулах, но это не означает, что они чем-то хуже. Все зависит от них самих, тем более государство сегодня оказывает хорошую поддержку молодежи. Нужно много трудиться, чтобы достичь больших высот.
— Как вы сами относитесь к программе «Рухани жаңғыру»? Как считаете, почему важно продвигать в обществе идеи успешности, конкурентоспособности, прагматизма и культа знаний?
— Инициатива очень хорошая. Начало уже положено, но в дальнейшее продвижение тоже нужно вкладывать много сил. Думаю, что молодежь необходимо еще больше мотивировать, а также продолжать поддерживать в любых начинаниях различными программами, открывать больше дверей. Тогда с каждым годом результаты будут все лучше. Мы ведь хотим, чтобы Казахстан был талантливой и трудолюбивой страной, поэтому нужно по максимуму вкладывать в молодое поколение.
Автор: Екатерина Зунзяк