Правильные уроки истории: как воспитать настоящих патриотов Казахстана

Вопрос привития любви к Родине подрастающему поколению со школьной скамьи всегда находился в центре внимания ученых и педагогов-практиков.

В современных реалиях и в условиях модернизации общественного сознания он становится актуальным как никогда. Перед государством и обществом стоит важная задача – воспитать достойных граждан нашей многонациональной страны. А такие качества как сознательность и ответственность напрямую связаны с казахстанским патриотизмом. Как учителя совмещают рассказы о прошлом и прививают патриотический дух детям, какие новые подходы применяются при работе со школьниками, и с чего же, собственно, начинается Родина — об этом и о многом другом в данной статье.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых основных задач, стоящих перед государством и обществом на сегодняшний день. Именно сфера образования имеет мощную силу для раскрытия важных нравственных качеств личности, для формирования правильных ценностных ориентиров, что в последующем повлияет на ее самоопределение в жизни.

В 2017 году Исследовательским институтом «Общественное мнение» было проведено исследование, в котором приняли участие школьники Казахстана от 11 до 17 лет. Они убеждены, что из школ, прежде всего, должны выпускаться культурные, образованные люди (45%), граждане, способные брать на себя ответственность (24%), а также патриоты своей страны (24,1%). Одним из поступков, которые вызвали наибольшее осуждение среди школьников, стала измена родине. 89,2% опрошенных заявили, что она никогда не может быть оправданной.

«На уроках истории нужно заниматься не только ознакомлением с прошлым, но и развивать казахстанский дух, любовь к своей родине. Если мы говорим о современных реалиях, то эта тема сегодня находится на самом высоком государственном уровне, ее важность отражена во всех программах Елбасы. Воспитание казахстанского патриотизма, действительно, очень важно. Ведь мы хотим, чтобы наши молодые граждане росли здесь осознанными, развивались, создавали семьи и строили на своей родной земле очаг, не бросали ее», — делится мнением учитель истории и права СШ №13 Асель Куанышева.

45,3% опрошенных школьников утвердили, что современная молодежь интересуется казахской историей и казахской культурой. Но у 38,6% учащихся противоположная точка зрения на этот счет. Они считают, что большинство их сверстников больше ориентированы на западные ценности. Поэтому сегодня настоящие энтузиасты, педагоги-практики открывают новые подходы в работе с детьми, более эффективно выстраивая процесс патриотического воспитания школьников. Главная задача учителей, на правах старших товарищей и наставников – воспитывать достойных граждан, умеющих не только ценить успехи прошлых лет и настоящего, но и стремящихся их приумножать своим трудом и активным участием.

На уроках истории учителя стараются показывать причинно-следственную связь между событиями прошлого, настоящего и будущего. Педагоги на конкретных примерах разбирают поступки и решения представителей прошлых поколений в определенных ситуациях, что способно пробудить в школьниках чувства сопереживания и благодарности героям Отечества. Информация воспринимается лучше, когда школьники посещают музеи, чтобы можно было наглядно проникнуться в историю жизни своего народа, своего края.

Но при этом, в работе с детьми крайне необходимо, чтобы они были не просто слушателями и зрителями, но и активными участниками происходящего процесса.

«История – это всеобъемлющая наука, чего только стоят уроки о Кенесары хане, Амангельды Иманове, Бауыржане Момышулы и других подлинных патриотах нашего бескрайнего Казахстана. Если говорить о методах, которые сейчас используются для привития патриотических чувств, то можно отметить такие, как создание своей родословной; рассказ о личности, в честь которой названа улица, где живет школьник; повествование о своей малой родине и другие. Как педагог-практик, я не могу не отметить тот факт, что воспитание достигает своих высоких целей лишь тогда, когда тема находит отклик в душе ученика. Когда ему есть, чем гордиться, он начинает четко осознавать, что значит предки, наследие, духовность. Поэтому в этом деле все средства хороши», — считает Асель Алибаевна.

Вышеупомянутое исследование показало, что 59% школьников уверены, что среди знакомых им сверстников большинство предпочло бы жить и работать в Казахстане. Одна четвертая часть учеников посчитала, что в их окружении много людей, которые хотели бы уехать за границу. Нельзя не отметить тот факт, что уровень миграционных настроений среди школьников достаточно высок. Однако, стремление уехать за пределы страны может быть объяснено желанием открывать новые горизонты.

Советский и российский филолог, профессор, культуролог Дмитрий Лихачев считал, что любовь к родному селу или городу, к родной речи и культуре начинается с малого — с теплых чувств к своей семье, к родному дому. Асель Алибаевна полностью разделяет его мнение в этом вопросе. По ее словам, при всех усилиях, которые сейчас прикладываются преподавателями, в условиях современного мира, а именно интернета и глобализации очень тяжело понять, вырастет ли ребенок патриотом.

«Мы должны понимать, что дети, в первую очередь – это отражение семьи. Именно с нее все начинается. Далее, они перенимают многое от общества, окружения, и поэтому только наши совместные усилия помогут преодолеть все сложности и воспитать настоящих казахстанских патриотов», — делится мнением учитель.

Вышеупомянутый академик Лихачев утверждал, что постепенно теплые чувства расширяются и переходят из семьи в любовь к государству, к его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству. Как только дети осознают, что их жизни, а также жизнь города, села, района или области являются частями большой истории, начинают формироваться чувства гражданственности, просыпается национальное самосознание, воспитывается патриотизм. Нынешние школьники включают в понятие «патриот» преданность родине (31%), защиту родины (30,5%), служение народу (27,4%), честный и бескорыстный труд (23%), законопослушность и жизнь в соответствии с моральными ценностями (21,3%).

«Не зря среди психологов и социологов маленький ребенок сравнивается с губкой, которая все впитывает. Поэтому мы должны воспитывать патриотизм с самых малых лет, создавать ощущение неразрывной связи с окружающим с детства миром», — подчеркивает педагог.

Нельзя не отметить тот факт, что в приобщении детей к родной культуре, в привитии патриотического духа, особую роль играют праздники и священные даты. Ведь именно в них прослеживаются многовековые знаниях о явлениях природы, причем такие наблюдения напрямую связаны с различными сторонами жизни наших предков, с их кропотливым трудом, а также они несут в себе важность, связанную с историческими событиями.

«Пусть современные дети предпочитают вести блоги и придумывать контент для соцсетей, не умея делать других полезных в жизни вещей. Но знаете, как приятно на уроках слышать от детей такие истории: «Мой дед-украинец воевал в Польше, вернулся в Казахстан после войны, женился на моей бабушке-казашке. Поэтому мы отмечаем и Рождество и Курбан айт». Такие истории как раз и формируют наш, общеказахстанский патриотизм», — рассказывает Асель Куанышева.

Возвращаясь к исследованию, необходимо отметить, что на прямой вопрос «Считаете ли вы себя патриотом Казахстана» абсолютное большинство школьников (90,2%) дали утвердительный ответ.

Не осталось сомнений в том, что знание, принятие и уважение истории и культуры своего народа поможет в дальнейшем относиться с большим почтением и интересом, в том числе и к прошлому других народностей. Понятия патриотизма и интернационализма в нашей большой, многонациональной стране взаимосвязаны и неразделимы. Они составляют основу социальной стабильности государства и прогрессивного развития нашей Родины в будущем. А приобщение к национальной истории, как подчеркивал в своих выступлениях Елбасы, закладывает чувство единства своих истоков у всех казахстанцев.

Exit mobile version