На сегодняшний день доступно много сервисов онлайн, которыми можно пользоваться, не выходя из дома. В их числе и государственные услуги. С приходом цифровизации порядка 600 услуг или 80% от общего количества оказываются в электронном формате. Более того, в ходе регулярных совещаний госуслуги рассматривают с точки зрения автоматизации и оптимизации, чтобы гражданам было удобно ими пользоваться, а также для повышения прозрачности проводимых операций.
Во всем мире считают,что цифровизация способна существенно повысить эффективность оказания государственных услуг. Именно она должна сделать присутствие государства в жизни граждан и бизнеса простым и незаметным. Особенно это актуально для развивающихся стран, где значительная часть людей живет вне крупных городов и государству сложно до них «дотянуться». Кроме того, внедрение цифровых «фишек» способно снизить коррупционную составляющую.
По данным ООН на 2018 год, все 193 страны-участницы в той или иной форме развивают цифровое государство. К электронному правительству относится взаимодействие с гражданами, бизнесом, внутри системы госуправления и с госслужащими. Когда государства только начинали эксперименты с «цифрой», они в первую очередь фокусировались на цифровизации госуслуг. Три самые популярные госуслуги в мире, по данным ООН – это коммунальные платежи, оплата подоходного налога и регистрация новых бизнесов. В Казахстане одни из самых популярных услуг – адресная справка, справки о недвижимости, несудимости, пенсионных накоплениях. Во время карантина лидировало получение ЭЦП в электронном формате.
Согласно рейтингу ООН по оценке уровня развития электронного правительства Казахстан занимает 1 место в Центральной Азии, 7 место в Азии и 33-е в мире.
На сегодняшний день в инфраструктуру портала egov.kz интегрировано порядка 200 информационных систем и баз данных, что позволяет осуществить переход к оказанию комплексных услуг по принципу «одного окна», когда пользователю доступны услуги одним запросом, без посещения нескольких ведомств.
Возможности получения госуслуг в электронном формате постоянно расширяются. Сегодня сделать это можно не только на портале eGov.kz, но и в мобильном приложении eGovMobile, а также через чат-боты в мессенджерах Telegram, Facebook и ВКонтакте.
В условиях пандемии и с целью избежания скопления граждан, ЦОНы оказывают только «бумажные» госуслуги, недоступные на портале egov.kz. При этом, забронировать очередь можно в электронном режиме. Однако любую консультацию сегодня можно посредством видеозвонка на сайте egov.kz.
Огромное внимание уделяется развитию проактивных услуг в стране – когда государство само информирует граждан и предлагает какие-либо услуги. Для получения государственных услуг в таком формате необходимо быть зарегистрированным в базе мобильных граждан. Для этого потребуется привязать номер мобильного телефона к ИИН в личном кабинете на сайте egov.kz.