Посткарантинные отношения с Китаем: что у РК с важным соседом?

Маргарита Дядяева, директор филиала группы компания AsstrA в Алматы

Что прямо сейчас, по вашим данным, происходит на границе с КНР? Вчера сообщали о большом скоплении грузовиков на автомобильном пункте пропуска «Нуржолы». Это как-то влияет на вашу работу?

Затруднения на пунктах пропуска между странами уже существуют некоторое время. «Нуржолы» — один из наиболее загруженных, но не единственный. Основная причина — санитарные ограничения (в первую очередь, со стороны Китая). Некоторые наши автомобили проводят в заторах по неделе и больше, что не может не сказываться на рабочих процессах. На данный момент лучше всего пользоваться пунктом «Алашанькоу». Сейчас сложно давать прогнозы, как долго все это продлится — в первую очередь, мы зависим от пандемической обстановки.

Как власти собираются решать этот вопрос?

Сейчас прорабатывается вопрос изменения технологии работы этого АПП для возможности въезда китайских машин на нашу территорию. Когда все будет согласовано, перевозчики из КНР смогут заводить китайскую продукцию в наши транспортно-логистические центры, а там ее уже будут перегружать в наш или транзитный транспорт, который направит их к адресатам. Тогда проблема со скоплением грузовиков будет решена.

Есть ли у нас в целом какая-то напряженность в отношениях, на ваш взгляд?

У нас всегда были прекрасные отношения с этим соседом. РК экспортирует в КНР нефть и нефтепродукты, пшеницу, руды, металлы, подсолнечное масло, мясо; оттуда мы импортируем товары народного потребления, hi-tech, одежду, обувь, промышленное оборудование, стройматериалы… Опять же, для Казахстана иногда даже выгоднее привезти продукцию из Китая, нежели использовать собственную. Обеим странам комфортно: между нами нет транзитных стран, затраты на логистику минимальные.

Есть какие-то особенности?

Безусловно, особенности в работе с Китаем есть. Китай сфокусирован на экспорте, и каждый перевозчик из КНР очень четко считает свои деньги — всегда может найти кого-то дешевле и начать добиваться этой же цены от своего экспедитора. Также существуют некоторые ограничения по перевозкам касательно видов транспорта и видов грузов. Для импорта и экспорта в Китае существует аккредитация, которую проходит не каждая компания. Естественно, менталитет и местные традиции каждого региона также надо учитывать — рынок специфический.

Как сейчас выглядят цифры нашего товарооборота с Китаем? 

Во время пандемии в первом квартале 2020 года товарооборот между странами упал на 9% к аналогичному периоду прошлого года — и это минимум с мая 2018 года. При этом товарооборот сокращается именно из-за импорта в нашу страну из Китая (он опустился на 23%), в то время как экспорт нашей продукции снизился лишь на 1%. Это данные таможенной статистики.

Exit mobile version