В России оценили идею Нурсултана Назарбаева по разоружению

Нурсултан Назарбаев. Optimism.kz

Фото: REUTERS

Москва продолжает убеждать Вашингтон продлить договор СНВ III, передает Optimism.kz со ссылкой на iz.ru.

Россия считает важным запустить многосторонние переговоры в ракетно-ядерной сфере с участием всех государств, обладающих этим видом оружия. При этом, как заявили «Известиям» в департаменте информации и печати (ДИП) МИД РФ, такая работа должна идти с учетом интересов и озабоченностей вовлеченных сторон, «без какого-либо принуждения». Параллельно с этим на повестке стоит продление договора о СНВ, срок которого истекает в феврале 2021 года. Как пояснили в российском МИДе, позиция США по этому документу до сих пор не ясна.

Российская сторона обратила внимание на предложение первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева провести четырехсторонний саммит по разоружению с участием РФ, США, Китая и Евросоюза. Как заявили «Известиям» в ДИП МИД РФ, «избавление человечества от ядерной угрозы» — «один из важнейших приоритетов для российской внешней политики», и по этой теме Москва регулярно ведет с Нур-Султаном диалог. В ведомстве дали понять, что идею многосторонних переговоров по этому вопросу поддерживают.

— Считаем, что назрели и востребованы конкретные шаги всех без исключения членов международного сообщества по укреплению доверия, снижению уровня напряженности, стратегической неопределенности и общего конфликтного потенциала, что в конечном итоге самым непосредственным и позитивным образом сказалось бы на перспективах ядерного разоружения, — отметили в министерстве. — В этом контексте полагали бы важным запуск многостороннего обсуждения по возможным мерам обеспечения предсказуемости и сдержанности в ракетно-ядерной сфере с участием всех государств, обладающих военными ядерными потенциалами.

26 августа 2020 года на специальной сессии Генассамблеи ООН в честь Международного дня действий против ядерных испытаний Нурсултан Назарбаев выступил с идеей созвать саммит в Казахстане. Его цель — «выработка многостороннего соглашения о поэтапном и пропорциональном сокращении ядерных вооружений». В российском МИДе отметили, что это предложение не было оформлено как официальная инициатива.

Вместе с тем к идее Нурсултана Назарбаева есть некоторые вопросы — например, по составу участников, в числе которых есть Евросоюз, но нет Великобритании. Эксперты обращают внимание, что инициатива казахстанского лидера не совсем сходится с идеей президента РФ Владимира Путина: в январе 2020 года он предложил созвать саммит пяти постоянных членов (ПЧ) Совбеза ООН — Великобритании, Китая, России, США и Франции.

— Господин Назарбаев — авторитетнейший деятель всего постсоветского пространства, и к его предложениям нужно относиться с уважением, — сказал «Известиям» глава Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов. — Но здесь возникает противоречие: у Евросоюза пока нет достаточно консолидированной внешней политики, чтобы отправить на переговоры своего представителя. Был лишь один такой случай — на переговорах с Ираном о свертывании его ядерной программы, где кроме представителей ПЧ и Германии присутствовал участник от ЕС. В основном европейские страны, говоря о внешней политике, выступают в индивидуальном качестве.

Двустороннее измерение

Параллельно с этим на повестке остро стоит вопрос о продлении российско-американского Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ III). Срок его действия истекает 5 февраля 2021 года. Переговоры по этому вопросу активно ведутся в последние полгода в Вене.

РФ уже неоднократно говорила о том, что готова продлить соглашение на максимально возможный срок (пять лет) без каких-либо предварительных условий. США настаивают на том, чтобы подключить к СНВ III Китай. Пекин такую перспективу категорически отвергает, а Москва принуждать его к этому не хочет. Как заявили «Известиям» в ДИП МИД, судьба СНВ III — это самостоятельный вопрос, который с многосторонними переговорами не увязан.

В последние недели Америка стала гораздо реже говорить о подключении КНР и начала выступать с оптимистическими заявлениям. Так, глава Госдепартамента США Майкл Помпео сказал, что Москва и Вашингтон в своих переговорах «достигли настоящего прогресса» и что у них есть шанс успешно завершить их до конца 2020 года.

В РФ оптимизма американской стороны не разделяют. По словам российских дипломатов, никакой ясности о позиции Штатов по договору до сих пор нет.

— Мы предложили США продлить его на пять лет без предварительных условий и в том виде, в каком он был подписан, без искусственных проволочек. К сожалению, американцы не только не торопятся с прояснением своей позиции по перспективам ДСНВ, но еще и пытаются увязать эту тему с другими сюжетами, — отметили в министерстве. — Будем продолжать убеждать американцев продлить договор, хотя времени для принятия решений уже практически не остается.

Российско-американские переговоры косвенно увязываются с выборами президента США, которые пройдут в ноябре 2020 года. По мнению научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователя проекта «Ватфор» Дмитрия Стефановича, разговоры о «прорыве» в переговорах — это демонстрация избирателю «побед» действующего главы Белого дома Дональда Трампа.

— При этом если прорыв и случится, то ждать его стоит никак не после президентских выборов в США, а исключительно до таковых, — сказал «Известиям» эксперт. — Российская сторона, очевидно, не хочет быть заложником внутриполитической ситуации в США еще и в области контроля над вооружениями, поэтому высказываемые ею оценки значительно более осторожные.

По оценке Дмитрия Стефановича, даже если к власти в Штатах придет другая администрация, основной внешнеполитический вектор, скорее всего, останется неизменным. Это связано с тем, что в американском военно-политическом сообществе уже сложился определенный консенсус, подытожил эксперт.

При этом многосторонние переговоры ставят новые вопросы. Если Россия считает важным, чтобы в них участвовали все страны — обладательницы ядерного оружия, то, получается, за одним столом должны встретиться не только официальная «пятерка», прописанная в Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), но и так называемые неофициальные обладатели таких потенциалов — КНДР, Израиль, Индия и Пакистан, в ДНЯО не участвующие.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров — о контроле над вооружениями и отношениях с Вашингтоном и Пекином
По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, говорить о таком варианте сейчас преждевременно: к тому, чтобы охватить режимом контроля над вооружениями все ядерные державы, надо идти постепенно и начать хотя бы с пятистороннего договора. При этом вовлекать новых участников в двусторонние российско-американские соглашения проблематично хотя бы потому, что ядерные арсеналы России и США значительно превосходят таковые у Британии, Китая и Франции.

— Вместе с тем никто не мешает и эту задачу делить на составные части — начать с транспарентности, разъяснений, мер повышения доверия. И в этой области есть достаточно много инициатив, в том числе регулярные встречи «ядерной пятерки», некоторые европейские и американские инициативы в части обсуждения условий и перспектив ядерного разоружения (Stepping Stones, CEND) в многостороннем формате, да и российская идея о саммите лидеров стран — постоянных членов СБ ООН, — отметил Дмитрий Стефанович.

Сначала надо разобраться с «пятеркой», потому что пока ни Британия, ни Китай, ни Франция в ограничении ядерных вооружений участия не принимают — они подключены лишь к таким общим темам, как создание безъядерных зон, нераспространение и многие другие.

Шире вдруг: во Франции высказались за многосторонний формат СНВ
Подключение к договору других ядерных держав можно обсуждать после продления действующего соглашения, считают в Париже
А попытки усадить неофициальные ядерные державы за один стол приведут лишь к противоречиям и проблемы не решат, считает Алексей Арбатов.

— В случае с Индией и Пакистаном этот вопрос может стать темой для двусторонних договоров, если Китай, например, подключится к российско-американскому диалогу, потому что Индия ведет гонку вооружений на два фронта — с Пакистаном и КНР, — отметил эксперт. — Что касается Израиля и КНДР, то это тема регулирования региональной безопасности и распространения норм ДНЯО на эти регионы. Этим странам не с кем вести переговоры, их ядерное оружие существует для того, чтобы обеспечить свою безопасность перед лицом арабских государств и США соответственно.

Таким образом, решать вопросы с четырьмя неофициальными ядерными державами стоит отдельно от пятисторонних переговоров, и делать это надо точечно и адресно, принимая во внимание интересы и контекст каждого отдельного случая, подытожил эксперт.

Exit mobile version