Жители Алматы возмущены проектом, которым предусмотрена пробивка проспекта Назарбаева в южном направлении, в сторону гор. Об этом стало известно в ходе общественных слушаний, которые проводят в онлайн-режиме через платформу Zoom, передает Optimism.kz со ссылкой на Tengrinews.kz.
Как сообщила активистка Салтанат Ташимова, некоторые жители того района, где планируют проложить дорогу, не знали о планах по сносу их двухэтажных домов. Она сообщила, что местные жители теперь намерены подать в суд.
Также общественница отметила, что по проекту планируется вырубка 586 деревьев, среди которых есть дубы и 24 кустарника. По ее данным, из них 440 деревьев хотят пересадить, а 20 — пустить на санитарную вырубку. Активистка отметила, что по оставшимся зеленым насаждениям планируется компенсационная посадка 1 к 10 в другом районе.
Также свое мнение выразил общественный активист, бывший глава KEGOС и энергетик Асет Наурызбаев. По его словам, «многомиллиардный проект продления проспекта Назарбаева не имеет никакого смысла». Эксперт сообщил, что против выступают жители сносимых и расположенных рядом домов.
«Все равно проспект Назарбаева (после пробивки — прим. авт.) будет упираться в тот же проспект Достык, образуя бутылочное горлышко. Это гарантирует ежевечернюю пробку под окнами соседних домов и очередное место выбросов выхлопных газов. Это прямая дорога к заболеваниям легких, раку и прочим последствиям грязного воздуха», — считает он.
Наурызбаев заявил, что новая дорога будет вредна для экологии Алматы, так как «улучшит выезд из предгорий и, как следствие, побудит застраивать этот район».
«Поскольку главным аргументом застройщиков для акимата является не развитие города, а банальный кеш (деньги), улучшенный выезд в город станет еще одним аргументом для застройки того района, который предназначен для очистки воздуха в результате горно-долинной циркуляции. Посмотрите на картину ниже: почти все горные прилавки уже застроены. И все это сделано за 30 лет.
Мы не смогли за это время сделать хорошее образование, честную медицину и справедливый суд, но погубить самые ценные районы города — смогли. Чем мы занимаемся, дорогие горожане? Поднимите голову, пора прекращать это все», — написал активист.
В Управлении городского планирования и урбанистики на заявление общественников ответили, что данный проект будет реализован в рамках двух документов. Это «Генеральный план развития Алматы» и «Проект детальной планировки присоединенных территорий Каменское плато». Последний утвержден постановлением акимата города.
«Мы понимаем обеспокоенность алматинцев предстоящей пробивкой проспекта Назарбаева от проспекта Аль-Фараби до улицы Кажымукана и с улицы Кажымукана в юго-восточную сторону до проспекта Достык. В настоящее время идет разработка проектно-сметной документации. Сроки завершения и сдачи объекта в эксплуатацию будут известны после разработки ПСД. Количество домов, попадающих под снос, станет известно после разработки ПСД. Изъятие земельных участков будет проведено после разработки ПСД», — сообщили в ведомстве.
По их словам, 17 участков в данном районе уже перешли в собственность города. Отмечается, что заказчиком проекта является Управление городской мобильности, которое и курирует изъятие земельных участков.
«Общая предварительная протяженность пробивки проспекта Назарбаева от проспекта Аль-Фараби в юго-восточную сторону до проспекта Достык составляет 2,5 километра. Пробивка проспекта позволит снизить транспортную нагрузку в Медеуском районе. При реализации проекта запланирована реконструкция коммуникаций», — подытожили в управлении.
Ранее сообщалось, что на создание проектно-сметной документации акимат намерен выделить 85 миллионов тенге. Отмечалось, что во время пробивки Назарбаева, предварительно, планируется выкупить 270 участков. При своевременном изъятии этих земель строительные работы хотели начать уже в 2021 году и закончить в 2022-м. Также отмечалось, что в проекте пробивки проспекта Назарбаева не предусмотрено строительство эстакады.
Напомним, эксперты предложили пробивку и расширение порядка 40 улиц Алматы. Планы алматинских проектировщиков по строительству новых дорог намечены до 2030 года.
Позже главный архитектор Алматы Алмасхан Ахмеджанов высказался об этом предложении. По его словам, основная задача всех автомобильных дорог — обеспечить нормальное транспортное сообщение между районами и территориями, сделать их более удобными и эффективными в плане транспортного проезда по ним.