В Казахстане празднование Наурыза было под запретом с 1926 года. Как широко отмечаемый праздник он вернулся к нам только в 1988, спустя 3 года получил официальное признание. Но, по истечению 30 лет независимости, Наурыз будучи национальным праздником все еще не может составить конкуренцию мероприятиям с коммунистическими корнями времен СССР.
Уникальность данного праздника хорошо понимает страновой бренд-менеджер, соучредитель образовательного центра SHON Диана Утемисова.
— Диана, есть ли смысл создания бренда из праздника Наурыз?
— Наурыз — это же не просто праздник, это уникальное и особенное время в планетарном масштабе и в научном понимании. Его сакральное значение чувствуется в культуре не только тюркских, но и старославянских народов. Астрофизика, астрономия, астрология и иные дисциплины отмечают — самая высокая точка солнцестояния как раз приходится с 20 по 22 марта, что является днем Весеннего Равноденствия и началом Нового года по космическому календарю. Это признано учеными древности и религиями, традициями многих национальностей. У нас издревле были прекрасные обычаи празднования Наурыза. Возможно, многое забыто, но это можно воскресить и посадить на ментальную конструкцию современного казахстанца в том числе, используя бренд-технологии.
— Как создаются праздники – бренды?
— Например, один из наиболее успешных рукотворных европейских праздников-брендов – это Рождество. Вспомните Санта Клауса, по сути это придуманный герой в которого верят от мала до велика, ведь человеку нужна сказка. Наши же предки создавали праздники, опираясь на знание природных законов, на глубинном ментальном уровне, если хотите. Можно сказать, они создавали «сказку» не противореча природе, когда весь народ в единстве поддерживал рух праздника, это и есть чудо — чудо быть в единстве с таким природным явлением.
— Что нужно для того, чтоб суметь это реализовать?
— Такие праздники создаются по общеизвестным алгоритмам бренд-менеджмента, и начинается все с концепции. Хочется отметить, что невозможно создать сильный бренд-продукт, в данном случае национальный праздник – Наурыз, если под ним нет научно-образовательной платформы. Наличие научного обоснования — гарантия того, что процесс не является вымышленным и оторванным от реальности. Задача такой колоссальной работы заключается в воскрешении кода праздника для казахстанцев. К примеру, в Узбекистане или Азербайджане Навруз имеет сакральное значение, и наши соседи относятся к нему с глубинным уважением. Все потому что, эти народы сохранили его смысл для себя и передают его из поколения в поколение. Возродив значение, который вкладывали наши передки в празднование Наурыза, мы спокойно можем популяризовать его в современной действительности.
— По Вашему мнению, встреча этого весеннего праздника сегодня не основано на этих технологиях?
— Если это качественный бренд-продукт со своей атмосферой, философией и уникальной подачей, то его будут почитать внутри страны и ждать с нетерпением. Эта работа должна вестись на всей территории страны согласно генеральной концепции и брендбуку праздника в частности.
Брендбук – это официальный документ, содержащий в себе его философию, миссию, основные задачи и преследуемые цели, стандарты фирменного визуального стиля бренда.
— Как ведется работа сегодня?
— На сегодняшний день за мероприятия, проходящие в том или ином регионе ответственны местное управление власти. Мы должны признать, что праздники такого масштаба и предполагающий национальный код и дух обязаны быть под контролем Правительства. Для этого и создается брендбук, где даются четкие инструкции для оформления городов и областных центров в едином имидже праздника. В него входят и образы, начиная от оформления улиц, общественных мест, заканчивая фудкортами на улицах и парках, не говоря уже об единой концепции зрелищных мероприятий и телевизионных программ и новостных блоков. Так же должны быть учтены ментальные особенности жителей регионов, что понравится жителям Актау, могут не оценить алматинцы или наоборот. Благодаря грамотной работе странового бренд-менеджмента главы каждого региона четко будут знать, как необходимо внедрять все атрибуты праздника, ведь за них уже все будет разработано и передано для внедрения.
— Можно ли дополнить пользу от такой работы и возможностью ликвидации коррупционных схем в процессе организации мероприятии?
— Безусловно. Правительство, используя такой инструмент контролирует бюджет. В век цифровизации можно сделать портал, где будет выложен брендбук праздника Наурыз c алгоритмом его инсталляций, включающий производство рекламных и имиджевых материалов и распределение в регионах, городах, аулах с помощью акиматов. Это механизм создания странового бренд-продукта.
— Диана, с чего началась работа по диагностике проблем по празднованию Наурыза?
Речь идет не только про создание бренд-продукта из праздника. Это лишь один пример, на котором можно увидеть возможности по формированию бренда страны в целом. Одной из целевых назначении образовательного центра SHON как раз таки является создание бренд-концепций по доступной нам методике. В стенах нашего центра уже разработаны е-продукты с целью повышения имиджа страны. Мы в свою очередь готовы делиться нашими разработками.
- Кто вовлечен в эти работы и каких отраслей касаются ваши проекты?
Для этих работ мы привлекаем международных экспертов и ученых, а также специалистов в сфере цифровизации. В портфеле сегодня имеются е-продукты для агропромышленного комплекса, систем общественного здравоохранения и образования. Уже подписаны ряд меморандумов для дальнейшей работы по созданию таких проектов во благо развития Казахстана. Для этого и был создан Shon.