Голос оперы

Обложку нашего апрельского номера украшает солистка областного камерного оркестра, выпускница итальянской оперной студии Эльмира Усаева, яркая звезда на нашей сцене. Ее голос — настоящее чарующее волшебство, в который вложены годы обучения классическому вокалу. О том, как важно верить в свою мечту и предназначение, как упорный труд и счастливый случай помогают настоящим талантам, в нашем материале.

Творческий путь Эльмиры начался еще в детском саду приглашением для выступления на школьном последнем звонке, на котором она буквально поразила всех присутствующих вокальными данными. Особенно родителей, которые не сразу поверили, что это поет их родная дочь. Она стала любимой гостьей на свадьбах и юбилеях родственников, получая от них первые вознаграждения за свой талант.

— Мой папа в молодости пел, был солистом в группе и даже лауреатом конкурсов, а однажды получил приглашение на поступление в консерваторию, — вспоминает героиня. — Правда, пел он больше для души, не профессионально. Росла я под его пение и звуки гитары. Сама я пела на школьных концертах, выступала на конкурсах, сцену обожала с самого детства. Но когда встал вопрос пойти в музыкальную школу, папа резко выступил против. Он говорил: «Хочешь петь — пой, но профессионально заниматься не будешь». Тогда он, наверное, уже чувствовал, что если я начну заниматься музыкой основательно, то пойду до конца. А это гастроли, поездки, никакой личной жизни. А он хотел для меня спокойной и размеренной жизни бухгалтера. Правда, в шестом классе устал бороться и дал зеленый свет после разговора с настойчивыми педагогами. И я, наконец-то, пошла в музыкальную школу, выбрав инструментом для обучения баян.

Погружаясь в воспоминания того времени, Эльмира рассказала, как комично она смотрелась с инструментом. Миниатюрная, хрупкая, она даже не могла сама с ним подняться со стула. И поэтому, перед началом занятия и на концертах, инструмент педагогу приходилось ставить ей на колени, а после убирать.

— После окончания музыкальной школы я поступила в музыкальный колледж на вокал. В тот год на одно место было двадцать человек, и оно досталось мне, — рассказывает Эльмира. — Я тогда еще не осознавала, где я буду работать, что меня ждет в дальнейшем. Помимо занятий по постановке голоса и техники, педагоги рассказывали мне про звезд мировой оперы, рекомендовали книги для чтения. Тогда я бесповоротно полюбила оперу. Голос стал развиваться. Мой профессионализм начал расти. Стала участвовать в самых разных конкурсах. Все это время я думала, ну а что же дальше. Грезила об обучении в консерватории и в 2002-ом отправилась в Алматы навстречу своей мечте.

Тот год выдался для Эльмиры нелегким. А все потому, что в консерваторию поступало на редкость очень много юношей, а им всегда дорога открыта в первую очередь, потому что мужских голосов всегда гораздо меньше и они в большом дефиците. Наша собеседница оказалась в резерве. Поступить на «Вокальное искусство» получилось только через год, но уже на первом курсе ее заметили и начиная со второго курса она занималась под личным руководством Бибигуль Тулегеновой.

— Это было непростое, но очень интересное время. Денег, что отправляли родители, не хватало. Тогда я начала подрабатывать пением. Через некоторое время меня пригласили работать в казахском ресторане-музее. Там я пела до ночи, с утра бежала на занятия, а днем пела в ансамбле при ЗАГСе. На последних курсах я начала работать солистом ансамбля «Сазген Сазы». А после окончания консерватории задумалась: «Как я буду жить на мизерную зарплату в театре?» Ведь на тот момент я зарабатывала неплохо. А в театре придется проводить все дни напролет. И начали закрадываться мысли: «А нужно ли мне это? Может переучиться?» Отбросить эти мысли мне помог случай. Я отправилась на примерку платья к своей подруге, где встретила землячку, проживавшую тогда в Италии. Мы сразу нашли общий язык. Вспоминали родной город, общих знакомых, смеялись и вдоволь наговорились. Несмотря на то, что мы знали друг друга всего несколько часов, она пригласила меня в гости в Италию. И я решила: а почему бы и нет? Это стало моей целью, я начала копить деньги на поездку и через полгода оказалась в Милане. Это было потрясающе. Прогуливаясь по улицам Милана, неожиданно для нас, случайный прохожий подарил нам билеты на генеральную репетицию во всемирно известный оперный театр La Scala. Там есть такая традиция — продавать билеты на репетиции, потому что билеты на премьеры распроданы на год вперед. Это было просто феерично! И именно тогда я четко осознала, что мне есть куда стремиться. Фактически эта поездка решила мою дальнейшую судьбу. Спустя некоторое время я вновь вернулась в Милан, уже на месяц для повышения квалификации. Без знания языка, с несколькими пересадками, ездила в другой конец города. И уже после даже такого короткого обучения я поняла, что выросла в мастерстве. Вернувшись на Родину, я подала заявку на участие в 23-м международном конкурсе вокалистов имени М.Глинки. После моего выступления ко мне подошел сеньор Джузеппе Пасторелло, Президент конкурса вокалистов имени Винченцо Беллини, и лично пригласил меня участвовать в очередном конкурсе в городе Калтанесетта, Италия.

Вернувшись в Уральск, Эльмира начала преподавать в ЗКГУ вокал и одновременно активно готовиться к конкурсу. Каждый день, долгими часами, учила классические арии. Финансирование поездки для участия в конкурсе взял на себя Фонд Нурсултана Назарбаева, куда она обратилась за помощью. Через неделю, после обращения, ей дали положительный ответ, и так она в третий раз оказалась в Италии, на острове Сицилия.

На том конкурсе Эльмира успешно прошла два тура из трех, но была вынуждена уехать, не дожидаясь начала третьего тура. Вернувшись в родной город, все мысли были лишь о том, как продолжить обучение в Италии. Стремление было настолько сильным, что она приложила все силы и добилась гранта на обучение в Италии. Для этого наша собеседница отправила записи со своим исполнением в комиссию и стала ждать результата.

— Прошло очень много времени, прежде чем я получила положительный ответ, — делится героиня. — И когда я уже перестала надеяться, мне позвонили и сказали, что я прошла. Радости моей не было предела. Так, четвертая поездка в Италию стала самой важной и плодотворной. Именно тогда я, наконец-то, выучила язык и стала понимать, о чем пою. Это оказалось очень важно. Поменялись произношение, техника. И в 2014 году я закончила очное отделение оперной студии Citta di Pesaro. Сыграла одну из главных ролей в опере «Орфей и Эвридика» на сцене театра имени Россини. Эти два года изменили меня полностью. Я тогда поняла, что жить там я не смогу. Душа моя тосковала по Родине. И в том же году я вернулась в Уральск. Начала работать солисткой областного камерного оркестра в филармонии. Мы много гастролировали. Я чувствовала, что продолжаю развиваться, несмотря на то, что нахожусь в небольшом городе, где нет возможности участвовать в мастер-классах мировых звезд. В 2015 году я снова поехала в Италию и вернулась домой уже лауреатом конкурса, заняв там почетное третье место.

Сейчас Эльмира в декретном отпуске. В прошлом году она стала мамой и сейчас наслаждается счастьем материнства, воспитывая сына. У нее замечательный супруг, который на выступлении влюбился в ее голос. А после знакомства вне сцены, они больше уже не расставались. Этой осенью у нашей героини в планах снова приняться за работу и радовать своих поклонников высоким искусством.

Справка:

Exit mobile version