На актуальные вопросы ответила директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы Рамиля Ахметова.
— По вашим данным, на какое время увеличились сроки доставки контейнеров и грузов, перевозимых автомобильным транспортом, из Казахстана в Китай и обратно?
— Транзитное время — одно из ключевых аспектов в логистике, поскольку сроки играют огромную роль при формировании стоимости доставки. Ранее действовала такая формула: чем длиннее сроки доставки, тем ниже ставка. Но во время пандемии при перевозках из Китая в Казахстан эта формула изменилась. Сейчас автомобильные перевозки между двумя странами осуществляются только до пограничных переходов Алашанькоу/Достык, Хоргос/Алынколь, Бахты/Кольжат. Сроки доставки увеличились в 2 и более раз из-за дополнительных процедур при прохождении границы.
— Какие инфраструктурные проблемы казахстанских и китайских погранпереходов, препятствующие нормальному движению транспорта (железнодорожного и автомобильного), вы можете отметить? Есть ли среди них те, которые можно оперативно решить?
— Проблема существует. При прохождении границы в допандемийное время перегруз занимал 2-3 суток, сейчас — от 5 до 15 дней. Это связано с действием ограничительных мер в отношении автомобильных перевозок, а также увеличением нагрузки на железнодорожный транспорт, поскольку большая часть грузов принимается в контейнерах, спрос на которые сильно возрос, а цена за порожний контейнер подскочила.
— Коронавирусные ограничения с китайской стороны — в чем они заключаются? Как вы считаете, насколько их «жесткость» оправдана? Когда можно ожидать их смягчение или даже отмену?
— Чтобы исключить перегрузы и минимизировать контакт человека с грузом, китайская сторона принимает большую часть продукции в контейнерах. Из-за этих мер на рынке контейнеров образовался дефицит. Необходимо также отметить, что большая часть грузов, экспортируемых в Китай, — сыпучие (зерновые, мука, ячмень). Их необходимо правильно погрузить в контейнер, используя специальные лайнер бэги (полимерный вкладыш, сшитый по конфигурации морского или железнодорожного контейнера под сухие грузы 20 либо 40 футов), чтобы при выгрузке не возникло технических сложностей.
Эти ограничения со стороны Китая заставили многих грузоотправителей подстроиться под рынок, соорудить специальные терминалы, которые ранее отгружали продукцию автомобильным транспортом или вагонами.
— Для каких грузов сейчас наиболее востребованы контейнерные перевозки в Китай? Как долго, по вашему мнению, будет длиться рост объемов контейнерных перевозок? Станут ли они долгосрочной альтернативой морским отправкам?
— Контейнерные перевозки всегда были востребованы, но в свете последних событий стали особенно актуальными. Главное преимущество — груз загружается в точке А в тару и в точке Б выгружается без дополнительных терминальных обработок. Риски повреждения минимальны. Но есть и минусы: отсутствие контейнеров, соответствующим всем требованиям к перевозке, не очень высокая грузоподъемность и кубатура, в отличие от вагона. К тому же это достаточно дорогие перевозки, поскольку контейнер у нас не признан транспортным средством и считается тарой (упаковкой) для груза, которую еще надо купить.
Объем контейнерных перевозок будет увеличиваться до тех пор, пока Китай не начнет принимать грузы, перевозимые другими видами транспорта: вагонами по железной дороге, автомобилями с перегрузом на автомобили и т.д.
— Какие грузы в основном перевозятся автомобильным транспортом в/из Китая?
— Основные категории товаров, экспортируемые из Казахстана в Китай автомобильным транспортом, — это грузы растительного происхождения, сельскохозяйственная продукция, минеральные продукты (руда, лом, камни), продукция химической и связанной с ней отраслей промышленности и др.
— Какое влияние на экономику Казахстана оказывают задержки грузов?
— Доставка груза не в срок — это нарушение цикла жизнедеятельности продукта или услуги. Сбои в поставках ведут к простаиванию производств, отсутствию продаж, заморозке огромных денежных средств, бизнес теряет выручку — страдают все звенья цепи, в том числе и конечные потребители. Многие предприниматели не выдерживают новых условий и сворачивают бизнес. Обработка контейнеров, дезинфекция автомобилей — все эти дополнительные требования оказывают влияние на увеличение транзитного времени, т.е. сроков доставки грузов конечному потребителю.