Развитие и продвижение

«Всегда — учиться, все — знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». Это цитата великого русского писателя Максима Горького. Во все времена человечеством ценились знания. Те, кто что-то знал и умел это применять, добивались многого. Также и в наши дни. Без знаний человеку приходится крайне сложно.

Но есть проблема. Важные и нужные знания найти нелегко: в интернете много фейков и «воды», в учебниках пишут не всегда понятно и доходчиво. И чтобы решать такие проблемы и давать знания людям, в Казахстане в прошлом году при поддержке компании «Шеврон» был запущен образовательный проект «Караван знаний». Прочитать об этом можно тут.

Сегодня же мы хотим рассказать об одной из участниц проекта. Корреспондент Optimism.kz поговорил с Ириной Исаевой. Она является учителем химии и физики в школе № 2 поселка Аршалы Акмолинской области.

Ирина Исаева принимает участие в международной программе подготовки и сертификации STEM-тренеров Jana Talap, организатором которой является компания «Шеврон».

Что такое STEM и Jana Talap?

Чтобы понять, что такое STEM, мы приведем 5 фактов.

  1. Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics. Так аббревиатура STEAM расшифровывается с английского языка — наука, технологии, инженерия, искусство и математика.
  2. STEM или STEAM? Есть несколько вариантов аббревиатуры. Зависит от того, на какие области делают упор: STEAM (A — искусство или креативность), STREAM (R — робототехника) и др.
  3. Междисциплинарное обучение. Учителя могут объяснять устройство Вселенной не только с помощью учебника по астрономии, но и попутно через физические, химические, биологические и математические законы и задачи.
  4. Проектное обучение. Учащиеся закрепляют материал, создавая собственными руками тематические научные проекты, аналоги которых существуют в мире. Например, школьники могут сделать простейшую ветряную турбину, применив основные законы Ньютона, создать устройство для «умного дома» или 3D-модель нейронов человеческого мозга, прокачав при этом навыки программирования.
  5. Работа со стереотипами. Стереотипы мешают развиваться в профессиональном и личном плане — «технические предметы не для девочек», «математика не для меня», «я слишком отстал от школьной программы, поэтому никогда не буду умным» и др. STEAM-методики делают учебный процесс интересным, поскольку вовлекают учеников с разным уровнем знаний, давая им возможность сделать что-то самим и взглянуть на одну и ту же тему с разных сторон.

Jana Talap — это сертифицированная программа подготовки STEAM-тренеров. Под руководством международных и казахстанских наставников учителя изучают методики и принципы STEAM-образования, а также разрабатывают собственные обучающие программы. После учебы в Jana Talap участники будут использовать STEAM-подходы на уроках и обучат коллег в школах, городах и регионах.

Среди наставников и менторов Jana Talap эксперты из области образования и STEAM-преподаватели Мичиганского государственного университета (США), организаторы проекта Chevron Enjoy Science (Таиланд) и представители SEAMEO (Southeast Asian Ministers of Education Organization, Таиланд).

Об Ирине Исаевой

— Расскажите о себе.

— Я учитель в третьем поколении.Дедушки, бабушка, мама — все были учителями, сегодня в той же области трудятся сестра и ее муж. Поэтому профессию не выбирала, сразу знала, кем хочу быть. Закончила химический факультет с красным дипломом, вдобавок к нему физический факультет в 40 лет. Это было сознательным решением: обучаться необходимо в течение жизни.

Ирина Исаева.

— Что вам нравится в вашей профессии?

Мне нравится сам процесс преподавания, больше всего — ученики:общение с ними, их эмоции, когда они приходят к открытию во время лабораторной работы, эксперимента или исследования. Стараюсь, чтобы на уроке всегда происходило такое открытие, чтобы время пролетало незаметно. Хороший контакт с учениками — вот к чему должен стремиться каждый учитель.

От учителя и культуры школы в целом зависит, захотят ли ученики последовать примеру и выбрать профессию преподавателя. У нас в школе замечательный педагогический коллектив: качество их работы, гражданская позиция, ученики равняются на них. Поэтому многие наши выпускники поступают в педагогические вузы и возвращаются к нам, в родную школу.

Молодые учителя выбирают профессию также по денежным причинам: благодаря новым законам у учителей появилась возможность получать достойную зарплату. Для этого, тем не менее, придется потрудиться — получить степень магистра, постоянно повышать квалификацию, проходить аттестацию.

О работе

— Каким должен быть учитель?

Любой учитель в первую очередь профессионал в преподавании своей дисциплины.Поэтому учителям необходимо довести знания по своему предмету до практически идеального уровня. Можно быть не в курсе особых педагогических приемов или методик, но если знаешь свой предмет, особенно вещи, которых нет в учебнике, можешь нестандартно рассказать, показать, в общем, донести до детей — это уже 60 процентов успеха. Также полезно ходить на уроки других учителей, причем не только тех, у кого есть большой опыт или ведущих тот же самый предмет. Еще один способ профессионального роста — участие в педагогических сообществах, казахстанских и международных.

Показатель хорошего урока — не дисциплина, как было раньше, а продуктивность занятий и в некотором роде творческий шум.Выстраивать урок нужно так, чтобы каждая минута была для детей нескучной, чтобы они работали и узнавали новое, задавали вопросы, делали выводы, дискутировали, помогали друг другу, исследовали тему. Наполнить урок продуктивным контентом непросто, этому надо учиться.

— Расскажите о STEM.

— Человек должен воспринимать мир как целостную меняющуюся систему, которую возможно понять с помощью комплекса наук. Междисциплинарный подход предлагают STEM-методики (Science, Technology, Engineering, Mathematics).

STEM открывает двери для новых возможностей и развивает качества, которые востребованы сегодня и пригодятся в будущем. Основы математики нужны любому человеку, понимание IT-технологий сейчас приравнивается к умению читать и писать, исследовательский подход развивает творчество, критическое мышление, работу в команде. Знания, которые мы закладываем сегодняшним школьникам, могут дать фантастические результаты, которые мы даже не предполагаем.

Exit mobile version