Многие говорят: «Хочу как раньше», имея в виду допандемийные времена. Хочется сходить в кафе большой компанией, в магазин, кино, пройтись без маски и ездить куда угодно без оглядки на эпидемиологическую обстановку. Вероятно, вирус когда-нибудь отступит. ВОЗ говорит об окончании пандемии в середине 2022 года. Но «как раньше» уже не будет — долгая эпидемия с изоляцией начала новые тренды.
Все в онлайн
Дистанционное образование долго воспринималось как нечто необычное. Ребенка на домашнем обучении воспринимали инвалидом и очень сочувствовали, даже если вся семья уверяла, что выбор сделан из-за удобства.
Разговоре об онлайн-обучении на уровне власти велись, но вяло. Все думали, что переход на онлайн-образование будет, но когда-то там, не сейчас.
Пандемия заставила ускориться. Резко и грубо вся страна перешла на домашнее обучение. Понятно, что нужны доработки и система работает не идеально, но работает.
Если же рассматривать онлайн-обучение с точки зрения экономики, то получается, что переход к традиционной модели и вовсе невыгоден. Кроме этого, онлайн-обучение открывает доступ к образованию всем. Ребенок из отдаленного уголка страны может учиться у лучших столичных преподавателей, оставаясь дома.
Пока нельзя говорить о том, что домашнее обучение заменит традиционное. Все-таки детям нужны не только знания, но и социализация, общение, внеклассная деятельность.
Однако можно с уверенностью говорить о том, что в некоторых сферах онлайн-обучение успешно приживется. Например, как дополнительное или высшее образование.
Всевозможные курсы, семинары, саммиты и конференции тоже уходят в онлайн-пространство. Это удобно — не надо ездить по стране. И это недорого — участие в онлайн-мероприятиях бесплатное. В офлайн-мероприятиях — платное. Мы подбираемся к еще одному тренду — офлайн станет привилегией.
Вообще, многие сферы жизни ушли в интернет.
Онлайн-торговля развивалась медленно. Традиционные торговые центры и магазины уводили львиную часть выручки. Но с вводом ограничений интернет пространство стало привлекательнее и прибыльнее.
Как отмечают специалисты сервиса Smartzaim.kz, с началом пандемии укрепился тренд на онлайн займы в Казахстане. Зачем лишний раз выходить из дома, подвергая себя опасности заражения, если эту же услугу можно получить через интернет?
Быть под контролем
Чтобы сдержать распространение болезни властям пришлось усилить контроль за перемещением граждан и за посещением общественных мест. Это огромный пласт информации. Однажды почувствовав, какую власть и знания дает такой объем данных, сложно отказаться от контроля.
Вероятно, часть контроля останется. Например, зная о количестве посетителей, можно проверить, не скрывает ли компания налоги.
Вакцинация
Всегда находились те, кто отказывается от прививок. Но массовым движение нельзя было назвать. Как только вакцинация от коронавируса стала принудительной, противников прибавилось. Развернулась борьба между властью и прививочными диссидентами. Если власть победит, то формат принудительной вакцинации может закрепиться — в мире достаточно болезней, которые можно победить вакцинацией.
Доставим все
С началом пандемии успешно развиваются курьерские службы и службы доставки. Семейный поход в гипермаркет, чтобы закупить продукты на всю неделю уходит в прошлое. Зачем тратить время и лишние деньги на кафе, развлечения и ненужные товары, если можно собрать корзину покупок, не торопясь за чашечкой чая, ревностно удаляя лишнее. Так и за бюджетом следить удобнее. Выбранные товары привезет специально обученный человек.
Товары ежедневного спроса — молоко, хлеб можно покупать в магазине у дома. В России подобный формат успешно осваивают крупные ритейлеры. В Казахстане попытки создать формат у дома не так успешны.
Нарушение глобальной торговли
Закрытые границы, остановленные производства — все это подкосило мировую торговлю. Падение мировой торговли в 2020 году, по разным оценкам, составило от 8 до 15%, при этом тренд на сокращение пока сохранится и в этом году.
Больше всего пострадают импортозависимые страны — наступит дефицит ввозимых товаров, а цены вырастут.