Платежные карты постепенно вытесняют наличные. По данным Национального банка, объем безналичных платежей и переводов за последние 5 лет вырос в 22 раза. Объем безналичных операций в 2020 году составил 35,3 триллиона тенге. Пластиковая банковская карта сейчас — основное платежное средство. Но безналичные операции — это не только удобно. Иногда средства находятся под опасностью блокировки.
Чтобы разобраться в природе блокировки средств, надо прояснить само понятие. Карта — инструмент доступа к банковскому счету. Блокировка — запрет на использование платежной карточки, в том числе на снятие наличных и оплату товаров. Блокируется именно карточка, а не сам счет. Все случаи блокировки оговариваются в договоре банковского обслуживания.
Неверно введен ПИН-код
Достаточно 3-5 раз ввести неверный ПИН-код, снимая деньги в банкомате или расплачиваясь в магазине, и карта автоматически блокируется. Обычно если есть угроза блокировки, банк сообщает об этом информацией на экране или в СМС.
Если все-таки карта заблокировалась, нужно обнулить счетчик ввода ПИН-кода через банковское приложение на телефоне или кол-центр.
Сомнительная операция
Поскольку с ростом числа операций по картам растет число мошенничеств, банки внимательно относятся к каждой операции и отсеивают те, что им кажутся подозрительными — карта временно блокируется. Представитель банка связывается с клиентом способом, прописанным в договоре — по СМС, звонком на телефон или электронной почтой.
Карта будет разблокирована, как только клиент подтвердит, что операцию по счету проводит он, а не мошенники.
Система создана, чтобы защитить клиентов от мошенников. Если злоумышленник, украв карту или ее данные, воспользуется ею, то банк ее заблокирует, не позволив украсть деньги.
Впрочем, мошенники, зная о схеме, используют ее в своих целях. Например, шлют на телефон клиента банка СМС с информацией о том, что карта заблокирована, потому что зафиксирована подозрительная трансакция и прикрепляют ссылку, по которой надо перейти, чтобы разблокировать карту. Либо может позвонить мнимый сотрудник банка. Все это мошенники, которые так пытаются либо получить доступ к личной информации и данным на телефоне или сведениям с карты.
Лучше не верить звонящим, а перезвонить на горячую линию банка самостоятельно.
Нарушение закона
Речь идет о Законе Казахстана «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Если банк видит в операции по карте подозрительные действия, которые говорят о легализации средств, полученных преступным путем, то карту заблокируют.
Чтобы разблокировать карту, следует обратиться в банк и представить все документы, которые запросит сотрудник кредитной организации для разблокировки. Если же клиент не сможет оправдать себя, его внесут в черный список.
Выше были описаны случаи блокировки карты, а не счета. Иногда блокируется карта, счет и накладывается арест на деньги. Это происходит по распоряжению государственных органов. Например, суда, налоговой и т.д.
Каждый имеет право узнать, по какой причине наложена блокировка или арест. Для этого следует обратиться в банк. Во многих случаях блокировка быстро снимается — достаточно одного звонка в банк. Реже — решение вопроса требует времени. При этом человек остается без доступа к деньгам. Один из вариантов решения финансовой проблемы — занять деньги в долг в сервисе микрокредитования онлайн. Получить деньги, не выходя из дома, можно на сайте 4slovo.kz.