Район Бәйтерек, несомненно, богат талантливыми, незаурядными людьми. Что не знакомство, то удивительное открытие. Герой этой статьи – наш земляк Ергали Бекешев – художник-скульптор, член Союза художников Казахстана. Он – ярчайший пример удивительного природного таланта и духовной культуры.
Обладая творческим даром от рождения, наш герой решил подкрепить его профессиональным образованием. В 1985 году окончил художественно-графический факультет педагогического института в Уральске, еще будучи студентом активно начал пробовать себя в скульптуре. Так получилось, что окончание института совпало с периодом перестройки. Начались времена, когда творчеством едва ли можно было заработать на хлеб. Нужно было выживать.
– Искусство никогда не покидало меня. Всегда хотелось развиваться в этом направлении, с самого детства, – рассказывает герой. – Помню, делал фигуры, скульптуры, всевозможные стенгазеты. Оформление в школе всегда было на мне. В армии прошел сильную оформительскую закалку. Был полковым художником. Делал очень большие проекты в максимально сжатые сроки. Помню, краску бочками приносили. Это была такая роскошь. После армии начал работать в Щаповской школе, проработал полтора года. На тот момент у меня уже была супруга, ребенок. Все получалось, но требования к работе были слишком завышены. Педагогическую деятельность пришлось оставить.
Зато получилось продемонстрировать свои организаторские способности на должности председателя профсоюзного комитета. Именно там пришлось впервые овладеть технологией дуговой сварки, благодаря которой Ергали Орынгалиевич выполнил свою первую работу – соорудил юрту.
– Мне было интересно наблюдать, как плавится металл, – вспоминает собеседник. – Трансформация железа удивительна. Вот оно жесткое и непоколебимое, но стоит приложить усилия, становится податливым, послушным. Так я стал втягиваться в это искусство. Но стабильную работу оставить не мог. Меня избрали секретарем районного маслихата. Эта деятельность была не по душе. Поэтому, вскоре я ее оставил. В 1996 году мы переехали в Большой Чаган и купили домик. Потихоньку стали заниматься предпринимательством. Построили продуктовые магазины, авто-комплекс. Сейчас всем занимаются дети. Бизнес меня особо не интересует. В процессе организации, конечно, приходилось многие вещи делать, вникать. Но мне нужен простор. Свобода действий. Отсутствие рамок и бумажной волокиты.
У Ергали Орынгалиевича, как у настоящего художника, очень тонкое видение мира и всего происходящего вокруг. Особое место в его творчестве отведено теме национальной истории, кочевой культуры. Два десятилетия художник-скульптор творит, выражая все свои ощущения, свое мировоззрение через скульптуры. В каждом кусочке металла или дерева он видит скульптурные решения. Многие его работы представлены в каталогах ко Дню Независимости Республики Казахстан, в пятитомнике истории искусств Казахстана. На фестивале в Екатеринбурге одна из работ скульптора заняла первое место как самый оригинальный артобъект.
– После этой победы меня пригласили на фестиваль в город Братск. Там я представил свою новую работу – 2,5 метровую фигуру старика с кобызом из ангарской сосны, – рассказывает наш герой. – Сейчас она также находится в Сибири. Такие фестивали обогащают знакомствами с талантливыми людьми и дают возможность широкой аудитории представить характер и дух нашего народа. Что касается работ в нашей области и по республике, хотелось бы выделить композицию «Ровесник Астаны», посвященную 10-летию столицы. Скульптуру очень любят дети. Обелиск в Большом Чагане, посвященный 60-летию Победы. На 150-летие областной клинической больницы мной был изготовлен обелиск из гранита и нержавеющей стали под названием «Светя другим, сгораю сам». А также скульптуры из стали и камня «Еркебулан», «Встреча», «Вечность», «Алдар Косе».
«Мои работы – мои дети». Именно так о своих творениях, которые расположены в Аксае, Актобе, Уральске, Переметном и Большом Чагане, говорит собеседник. Каждая работа, рожденная мастером, – эксклюзив в чистом виде. Другой такой же скульптуры даже при попытке скопировать просто не может получиться.
– Для того, чтобы добиться пластики металла, нужно приложить усилия. Это серьезная физическая нагрузка, – рассказывает скульптор. – Точение, шлифование, всевозможные фактуры. Все это я постоянно совершенствую, создавая скульп-
туры. Я с железом на ты. Работаю с гранитом, белым камнем, сталью, деревом. У нас в стране колоссальный культурный, музыкальный, декоративно-прикладной пласт. Все органично. Это свидетельство высочайшей культуры и духовности нашего народа, его мастерства и понимания художественной ценности искусства. И это наследие – кладезь для культурного обогащения и вдохновения. Но нам есть куда расти, есть чему учиться. В будущем я хочу отлить скульптуры из бронзы и других металлов и создать образы наших предков, оставивших свой след в истории страны.
У каждого свое восприятие успеха. Для кого-то он в финансовой стабильности, для других в популярности, кому-то важно быть лучшим в своей сфере, а наш герой считает, что лишь тот человек успешен, который попусту не тратит время, расширяет кругозор и знает цену каждому сказанному слову.