Без обращения в ЦОН наша современная жизнь просто невозможна. Свыше 600 видов государственных услуг на сегодня оказывается областным филиалом госкорпорации «Правительство для граждан». Понимая, насколько востребованы услуги ЦОНов, что есть много вопросов у горожан к работе центров, мы организовали прямой эфир с руководителем данного филиала Надиром Курумбаевым, в рамках которого постарались ответить на самые актуальные запросы граждан.
Насыщенный разговор на платформе Инстаграм мы переносим на страницы журнала. И, кстати, формат прямых эфиров с интересными людьми и чиновниками разных уровней мы намерены продолжать.
– Надир Шамуратович, руководимое вами предприятие, а вернее корпорация из 4-х самостоятельных в свое время учреждений, оказывает огромнейший спектр услуг. К вам приходят буквально с момента рождения человека. Расскажите, какие услуги наиболее востребованные?
– Сейчас наш филиал оказывает населению 662 госуслуги. В регионе работают 17 отделов обслуживания населения и 1 СпецЦОН. По итогам 6 месяцев текущего года областным филиалом оказано около 300 тысяч госуслуг. С начала пандемии многие госуслуги перешли в онлайн формат. Несмотря на это, поток клиентов, обращающихся в ЦОН, еще большой. За полгода по нашей области через наш филиал выдано 72 334 ЭЦП, оказано 36 879 услуг по регистрации автотранспортных средств и зарегистрировано 28 933 объектов недвижимого имущества. Это самые востребованные услуги среди населения.
– Пандемия диктует свои правила, и ЦОНам в первую очередь пришлось переформатировать свою работу для удобства клиентов. Очень много услуг перешли в онлайн формат. Известно, что в Уральске открылись точки самообслуживания. Они оправдали свое предназначение, удалось ли разгрузить ЦОНы таким образом?
– Действительно, пандемия внесла свои серьезные коррективы в работу всех учреждений и организаций. ЦОНам пришлось также переходить на новые формы обслуживания граждан. Мы получили прямое поручение министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдата Мусина и акима области Гали Искалиева о создании уголков самообслуживания в разных частях города. В связи с чем мы провели переговоры с руководствами учреждений, которые безвозмездно предоставили места. Причем, выбирали места для секторов самообслуживания наиболее удобные для горожан. Это и торговые дома, и отделы ЖКХ, и учебные заведения, и госучереждения. В каждом секторе работает по одному специалисту, который помогает обратившимся. В городе Уральске заработали 10 уголков самообслуживания, чтобы клиенты беспрепятственно могли получать госуслуги, не обращаясь в ЦОН. И опыт работы этих уголков положительный.
– Пандемия приучила граждан активно пользоваться приложением eGov mobile. Расскажите подробнее о существующих способах получения госуслуг в электронном формате.
– На сегодняшний день существует несколько способов получения госуслуг в электронном формате. Это портал Электронного Правительства www.egov.kz, приложение для смартфонов eGov mobile, telegrambot (kenes1414bot). И работа по внедрению новшеств в работу отделов обслуживания населения с применением современных технологий продолжается. В частности, через приложение eGov mobile сейчас доступно более 70 услуг. При регистрации в данное приложение можно сразу же оформить ЭЦП для дальнейшего использования через приложение. В приложении есть не только госуслуги, но и такие сервисы как: «Цифровые документы», «Паспорт здоровья», «Электронная биржа труда», «Пенсионный калькулятор», «Налоговый кошелек». «Цифровые документы» можно использовать при посадке на поезд, на самолеты по городу Нур-Султан и Алматы, в нотариусах, в ЦОНах в секторе консультации. Также сейчас актуальный «Паспорт вакцинации» доступно в eGov mobile и на портале eGov kz.
– Приятной новостью стало нововведение по оплате гос-пошлины с помощью QR-кода.
– «Правительство для граждан» действительно увеличило перечень государственных услуг, за которые можно вносить гос-
пошлину при помощи QR-кода в приложениях Homebank и Kaspi.kz.
Теперь казахстанцы в ЦОНах по всей стране за все госуслуги могут оплатить с помощью своего смартфона за считанные секунды. Оплатить QR-кодом можно, например, изготовление и выдачу актов на земельные участки, регистрацию прав на недвижимое имущество, объекта кондоминиума и другие госуслуги в сфере земельных отношений, недвижимого и движимого имущества, а также государственной регистрации юридических лиц.
– Обрадовало автовладельцев и новшество о перерегистрации авто с помощью смартфона через приложение Kaspi.kz. Расскажите об этом нововведении.
– Это действительно удобно и быстро. С начала года через приложение Kaspi было зарегистрировано 2428 автомобилей. Давайте пошагово объясним всю процедуру.
ПРОДАВЦУ АВТО: В разделе «Госуслуги» приложения Kaspi.kz необходимо выбрать услугу «Переоформление автомобиля». Продавцу авто выбрать вкладку «Снять авто с учета». Указать данные покупателя и стоимость авто. Если продавец желает оставить свой госномер, необходимо поставить соответствующую галочку. Остается только подписать заявление с помощью электронной подписи Kaspi. СМС уведомит продавца о снятии с учета.
ПОКУПАТЕЛЮ АВТО: выбрать услугу «Поставить автомобиль на учет» и проверить данные транспорта, внеся сумму покупки авто. Указать адрес автоЦОНа, откуда будете забирать госномер и техпаспорт. Процедура завершается подписанием заявления и оплатой необходимых пошлин. В течение трех часов Kaspi пришлет сообщение о результате сделки. До оформления сделки необходимо заранее получить электронную подпись Kaspi.
– Надир Шамуратович, теперь подробнее об услуге оформления водительских удостоверений онлайн.
– Механизм получения этой услуги в онлайн режиме прост. Необходимо зайти на портал egov.kz, заполнить заявку и подписать ее своей ЭЦП. К заявке прикладывается фотография и скан с изображением подписи. После получения уведомления в личном кабинете о готовности документа (при регистрации в базе мобильных граждан уведомление будет направлено в виде SMS-сообщения) необходимо проехать в спецЦОН для получения уже готового ВУ.
В отделе выдачи спецЦОНа нужно предъявить водительское удостоверение для обмена, документ, удостоверяющий личность, а также электронный чек об оплате госпошлины и заявление. Стоимость госпошлины за водительское удостоверение остается прежней – 1,25 МРП, то есть 3 006, 25 тенге.
– Главное требование граждан при обращении в ЦОН – получение госуслуг легко и быстро. Известно, что существуют несколько сервисов, чтобы получать госуслуги на дому. Расскажите об этом.
– Хорошо зарекомендовал себя сервис «Персональный менеджер». Это специалист госкорпорации, в обязанности которого входит индивидуальное обслуживание клиента.
Эта услуга доступна для физических и юридических лиц. Сервис в зависимости от вида необходимой госуслуги платный. Узнать подробнее о сервисе и получить прейскурант цен можно в любом отделе ЦОН. Данный сервис очень удобен для востребованных госуслуг, таких как «Регистрация объекта недвижимости и договора залога», «Изготовление техпаспорта и выдача акта приемки построенного объекта в эксплуатацию собственником самостоятельно» или «Оформление и получение актов на право частной собственности на земельный участок (госакт)» и т.д.
– Надир Шамуратович, почему опасно передавать свою ЭЦП третьим лицам?
– Это не стоит делать ни в коем случае. Отдавать свою ЭЦП посторонним людям, не являющимися сотрудниками ЦОНа может быть опасно и чревато последствиями.
Если ваша ЭЦП с паролем попадет ни к тем людям, они, получив доступ к вашему личному кабинету на Egov.kz могут создать вам проблем. Например, заключить от вашего имени различные сделки, прописать любого человека на вашей жилплощади и многое другое.
Если вы потеряли ЭЦП, нужно немедленно сделать новую, а через личный кабинет Национального удостоверяющего центра www.pki.gov.kz отозвать утерянные ключи.
– Вы сказали, что есть очень важное объявление для тех, у кого есть земельный участок.
– Сейчас по заявкам землепользователей, проводятся контрольные обмеры земельных участков. Это делается для приведения в соответствие сведений, содержащихся в ранее выданных идентификационных документах с фактическими параметрами. Особенно это касается тех, кто получил госакт старого образца на землю до 2010 г. Ранее данные работы проводились вручную, сейчас есть спутниковые геодезические приборы, которые осуществляют обмеры с точностью до 1 см.
Вопрос важен для всех форм собственности, в частности, под ИЖС. И для предотвращения возникнования проблем в будущем, рекомендуем обратиться в наши отделы обслуживания населения (ЦОН) по месту нахождения земельного участка.