Казахстанские психологи рассказали, чем сериал «Игра в кальмара» так привлекает детей и подростков в разных странах и может ли его просмотр быть опасным для психики несовершеннолетних, передает Optimism.kz со ссылкой на Tengrinews.kz.
Руководитель Альянса психологов Genesis Райса Байдалиева отметила, что сериал все-таки предназначен для просмотра взрослыми зрителями и имеет официальный рейтинг 18+. По мнению психолога, сериал может быть достаточно травматичным для подростков, так как в нем показано достаточно много реалистичных сцен смерти.
«Дети в силу своих особенностей, возрастных и личностных, имеют свойство идентифицировать себя, сливаться с героями, и поэтому такая идентификация может быть небезопасной и травматичной. При поверхностном просмотре сериал формирует определенную концепцию мира, где слабые люди представлены как «биологический мусор», с которым можно поступать как хочешь. Можно прогнозировать, что, вдохновившись таким сериалом, в школах вырастет буллинг по отношению к детям, которые не могут себя защитить. С этой точки зрения — это произведение действительно может представлять социальную опасность. Детская психика достаточно незрелая, чтобы делать правильные выводы, которые туда и закладывали авторы, и принимать правильные решения. Контекст и социальный подтекст сериала хорошо понятны взрослым, но надо помнить, что дети и подростки находятся на стадии формирования мозговых структур. У подростков еще созревает префронтальная кора мозга, которая отвечает за внешние поведенческие модели», — отметила психолог.
По словам специалиста, сериал очень ярок внешне, сцены в нем действительно хорошо поставлены и врезаются в память. Дети могут схватывать эти реакции, именно внешнюю сторону сериала, и определенным образом идентифицировать себя с персонажами.
Психолог отчасти объясняет резкий рост популярности сериала из Южной Кореи тем, что мир до сих пор переживает пандемию. Люди ограничены в проявлении своих эмоций, пребывают в состоянии фрустрации, и такие фильмы и сериалы дают выход накопившимся эмоциям. В случае с «Игрой в кальмара», по мнению Райсы Байдалиевой, также очень удачно сработали механизмы социального взаимодействия, когда люди делились друг с другом опытом просмотра этого сериала. Этот тренд подхватили различные медиа, блогеры и СМИ, которые закрепили популярность сериала. Сыграли в этом большую роль и социальные сети, где начали публиковать и делать перепосты коротких отрывков особенно зрелищных и жестоких сцен из сериала.
«Это отнюдь не оригинальный фильм, его основная идея и даже детали сюжета уже использовались много раз в различных фильмах и сериалах. Мне он вообще показался своеобразным ремейком «Кайдзи» Нобуюки Фукумото (прим. экранизация манги японского автора, где рассказывается об играх на выживание за денежное вознаграждение), но тот фильм даже более философский и глубокий. Однако в популярности именно «Игры в кальмара» в значительной степени сыграла его зрелищность, а именно визуальный стиль и звуковое сопровождение. Они резко отличаются от нашего представления о фильмах такого жанра, антиутопий, где цвета должны быть приглушенными, а музыка тяжелой. Нас как бы заранее готовят к тому, что будет страшно, но здесь, напротив, музыка не тяжелая, даже расслабляющая, визуальный стиль яркий, и когда начинается жестокость, это вызывает у нас несоответствие, диссонанс, которые мозг лучше запоминает. Фильм также по своей стилистике и структуре похож на компьютерные игры, так знакомые современным подросткам. Многие из них воспринимают мир через игры, и поэтому этот сериал оказался для них таким «своим», — добавила руководитель Альянса психологов Genesis.
Психолог рассказала, что сама решила посмотреть сериал, после того как о нем неоднократно упоминали ее клиенты. По словам специалиста, «Игра в кальмара» может оказать и положительное влияние, особенно на взрослых зрителей, если они будут анализировать ее смысл и сюжет. К примеру, сериал может оказать отрезвляющий эффект на заядлых игроманов, которые любят азартные игры.
Райса Байдалиева не советует смотреть этот сериал детям, однако психолог понимает, что при наличии смартфона и интернета родителям вряд ли удастся просто запретить своим чадам смотреть что-либо. В таком случае нужно попытаться донести до детей настоящий смысл сюжета.
«Родители должны поговорить со своими детьми, сделать правильные акценты, рассказать, как человек может оказаться в ситуации, когда обстоятельства формируют его жизнь, а не он сам их формирует. Очень немногие родители сейчас общаются с подростками, в основном только на бытовые темы, а когда речь заходит о культурных продуктах, то они просто обесценивают опыт, говоря «зачем ты это слушаешь или зачем смотришь» в негативном ключе. Важно попытаться понять, почему подросток смотрит определенный фильм или сериал, какие ответы он в нем пытается найти. Если родители достаточно ответственны, они должны понимать своего ребенка, что ему нравится и уметь поговорить на эту тему на его языке, попытаться оказаться с ним в одном пространстве смысловом», — советует родителям психолог.
Магистр социальных наук, клинический психолог Ольга Мустафина отметила, что рассматривать тему насилия, агрессии, буллинга через призму сериала является провокацией. В сериале есть сцены психологического и физического насилия, а также элементы драмы и фантастики. Для кого-то этот сериал может стать культурным шоком, а для кого-то — очередным фантастическим кровавым экшеном.
«То, что дети повторяют какие-то сцены насилия из фильмов и сериалов, само по себе не ново. Еще полстолетия назад дети играли во дворах в войнушку и имитировали кровавые сцены, подсмотренные в военных фильмах. Во многих постсоветских фильмах и некоторых мультфильмах демонстрируются сцены буллинга, а некоторые современные блогеры токсично воздействуют на детскую аудиторию. Важно помнить, что культура воспитания подростков сейчас очень изменилась и они отданы на воспитание современным медиа, которые не соответствуют ни моральным, ни этическим, ни культурным или духовным ценностям прошлого поколения. Талантливые режиссеры, которые хотят произвести эффектный и быстрый подъем рейтинга для своей работы, используют элементы психологической техники нейропрограммирования через антирекламу», — отметила психолог.
По словам психолога, в такой ситуации родителям важно отслеживать, что происходит с ребенком, что он смотрит и о чем думает, какие темы его волнуют. Ольга Мустафина отметила, что именно в семье можно заложить ребенку основные принципы, которые помогут ему социализироваться и не испытывать сильного негативного влияния от фильмов и сериалов.
«Если в семье выражена благоприятная атмосфера коммуникации, взаимопонимание, эмпатия, сочувствие, сопереживание, поддержка, уважение, принятие, родитель воспринимает мир с позиции окейности, в этом случае и ребенок будет мир принимать таким же, где есть дружба, любовь, понимание и так далее. И несмотря на то, как бы мир и социум не проявлялся, у ребенка есть экологичные родители, с которыми интересно обсудить любой мультфильм, фильм, сериал, закон и так далее. Обсудить его с позиции психологического проявления, финансовой заинтересованности или политических планов. В этом случае ребенок не будет реагировать и эмоционировать на любое проявление социума, а спокойно и экологично для себя определит, стоит ли ему идти на поводу агрессивно проявленных друзей на площадке или заняться чем-то более интересным и безопасным», — рассказала психолог.
Алматинский психолог Наталья Санарова отметила, что сериал может быть опасен для детской психики тем, что дети и подростки будут воспринимать его как реальную жизнь. По словам специалиста, результаты исследований ученых, проводившихся на взрослых людях, показали, что, читая книгу или смотря фильм, в момент потребления информации мозг стирает границу между выдуманным и реальным миром. Чем дольше мы смотрим что-то и погружаемся в сюжет, тем больше мозг не отделяет пространство фильма и жизни. И если для взрослого человека такой сериал будет просто тренировкой нервов и способом получить адреналин, то у детей даже после просмотра фильма размывается связь с реальностью.
«Дети очень любят игры. Игры помогают им развиваться и являются основой обучения. Когда мы хотим что-то объяснить детям, то проще всего это сделать через игру. В этом фильме детские игры соединяют с жестокостью, и у авторов получается очень органичное сочетание. Это очень приближено к детской картине мира. Они используют детские игры, которые многим из нас знакомы. К примеру, вырезание фигур из леденцов, многие сами играли в такие с детьми или вырезали фигуры из бумаги. В другой игре участники должны замирать, когда на них смотрит датчик. Это похоже на нашу детскую игру «Море волнуется раз». Дети узнают эти игры в сериале, легко считывают их правила и затем переносят в реальную жизнь. Все происходит в соответствующих декорациях в виде детских спален, площадок, песочниц, что также очень приближено к реальной жизни детей. В сериале есть элемент соперничества, победы, что также очень важно в играх детей. На детской психике это может отложиться как модель поведения, что так и надо жить. После просмотра они выходят на площадки и стараются повторять то, что увидели, а там творится жестокость, треш», — добавила психолог.
Наталья Санарова посоветовала родителям ограничивать доступ детей до 14 лет к таким фильма и сериалам и постараться занять их чем-то другим: живым общением и настоящими играми.
Напомним, что южнокорейский веб-сериал «Игра в кальмара» вышел 17 сентября на стриминговой платформе Netflix. Сериал быстро набрал популярность у зрителей во многих странах мира, а отрывки из него быстро разошлись по соцсетям, таким как TikTok. В сериале рассказывается о погрязших в долгах людях, которые соглашаются на участие в игре, каждый раунд которой заканчивается убийством проигравших. Все участники борются ради денежного приза, который в конечном итоге достанется только одному человеку
Спустя меньше месяца «Игра в кальмара» официально достигла 111 миллионов поклонников и стала самым популярным сериалом Netflix.
В то же время в школах Великобритании, Бельгии и других европейских стран оказались обеспокоены ростом популярности сериала среди учеников и тому, что они начинают играть в свои собственные версии этой игры на детской площадке.