Уполномоченный по интеграции

В костюме. Optimism.kz

Фото: Facebook

Нужен ли евразийскому пространству специализированный орган по формированию единой информационной политики?

Эксперты уже давно анализируют феномен интеграции применительно к сферам социально-культурной деятельности, но интегративная роль прессы пока рассматривается редко. Как отметили специалисты экспертного клуба «Мир Евразии» на заседании «Конструктивная журналистика в условиях интеграции», медиа могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на интеграционные процессы, поскольку являются ключевыми элементами системы формирования имиджа, влияющего на реализацию как общих интересов, так и каждой из стран в отдельности. Однако медиа системы государств постсоветского пространства сегодня представляют совершенно разные модели. Тематика евразийской интеграции в СМИ стран-партнеров и в социальных сетях не является особо популярной. Поэтому сложно говорить о развитии общих представлений о действительности через единый евразийский медийный дискурс.

«Интеграция является фундаментальным свойством любой системы, в том числе обеспечивает необходимый уровень внутригрупповой солидарности определенных стран, — поясняет главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК Юрий Булуктаев. — Если мы признаем, что евразийство – это система, следовательно, интеграция должна обеспечивать необходимый уровень лояльности стран по отношению друг к другу и к общей системе ценностей. Вот этого мы не наблюдаем. Существуют единое экономическое пространство, таможенное пространство. Но нет единого медиапространства, каждый участник действует разрозненно. Более того, часто встает на оборонительные позиции. Это говорит о том, что информационная политика структур, которые руководят экономической интеграцией, находится на недостаточно высоком уровне. Медиа политика, как и любая политика, должна структурироваться. Необходим какой-то орган, который сможет скорректировать медиа-посылы на предмет того, что интеграция на пространстве Евразии имеет перспективы. На мой взгляд, такой запрос сейчас весьма критичен».

Тем более, в публичном поле большие политики всех стран, входящих в ЕАЭС, говорят чаще о суверенитете, чем об интеграции. «Но сформировать общую союзную повестку – это тоже задача руководства государств и межгосударственных структур, которые регулируют соответствующие процессы, — считает профессор кафедры «Государственная и общественная политика и право» Алматы Менеджмент Университет («AlmaU») Александр Губерт. — В свою очередь для журналистов и экспертов нужно больше и чаще проводить форумы в режиме оффлайн, во всех государствах ЕАЭС, по всем направлениям. Специфика их деятельности такова, что они должны встречаться, выход «в поле» поможет интеграции».

Особую важность приобретает организация эффективного сотрудничества медиа, культурно-просветительских организаций, госструктур по развитию общего информационного и культурного пространства Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России в рамках евразийского проекта. Об этом заявила профессор кафедры международных отношений и мировой экономики факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби, директор центра Евразийских исследований Галия Мовкебаева. «Интерес к интеграции надо поддерживать телевизионным каналам, радиостанциям, печатным СМИ, — уверена она. — Интеграционные информационные проекты на стадии разработки могут сопровождаться данными по наиболее актуальным вопросам политической, социально-культурной и общественной жизни соседних стран ЕАЭС, об успешном опыте стран – участниц в различных сферах, о позитивных сторонах интеграции; содержать компоненты научного, образовательного, межкультурного, молодежного участия в их реализации.Требуются общие принципы информационной политики, в том числе этические принципы экспертного сообщества».

Заместитель главного редактора газеты «Аргументы и факты – Казахстан» Сергей Козлов думает, что позитивный образ ЕАЭС никак не создать для тех, у кого он изначально негативен, кто выбирает подходящие СМИ в соответствии со своими антипатиями. «Но существуют методы формирования более благоприятного имиджа, — сказал он. — Нужны информационные интеграционные структуры, которые вели бы такую политику. Если она будет сформирована, в чем есть сомнения, тогда скорректируется повестка дня, настроения потребителей информации».

«Если действительно есть желание, чтобы интеграционные процессы работали и получали приемлемое медийное сопровождение, принятие решений в них хотя бы должно дискутироваться, — резюмировал профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев. — Тогда в медийной сфере появятся конструктивные материалы, сообщающие о событиях не постфактум, а в режиме реального времени. В итоге будет возникать ощущение фактора влияния медийной сферы на интеграцию».

Виктор САНЬКОВИЧ

Exit mobile version