Невозможно отрицать, что события на Украине, к которым приковано внимание всего мира, внесут особые корректировки в деятельность Содружества как в ближайшем будущем, так и в долгосрочной перспективе. В этом отношении вопросы активизации и усиления деятельности в области обеспечения безопасности постсоветских стран предстают уже под совершенно иным светом.
Об этом рассуждали эксперты, участвовавшие в заседании круглого стола под названием «Председательство Казахстана в СНГ и вопросы безопасности», организованного казахстанским общественным фондом «Мир Евразии». Традиционно одними из драйверов укрепления доверия и взаимопонимания между государствами Содружества являются культурно-гуманитарное и торгово-экономическое сотрудничество (в 2021 году товарооборот между странами увеличился на 29%). Однако уже в прошлом году на фоне обострения ситуации в Афганистане и других вызовов появились мнения о том, что работу по обеспечению безопасности стран СНГ необходимо вывести на новый уровень, в том числе через сопряжение его усилий с другими межгосударственными объединениями.
В частности, это подчеркнул Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на заседании совета глав государств 15 октября 2021 года. В Концепции председательства Казахстана в СНГ в 2022 году, презентация которой состоялась 15 февраля в Минске, среди направлений, которые будут в фокусе внимания, отмечено, что в области обороны и международной безопасности будет уделено внимание дальнейшему укреплению взаимодействия стран СНГ в вопросах военно-технического сотрудничества, обеспечения безопасности, охраны внешних границ Содружества, противодействия терроризму, правонарушениям в информационной и других областях. Совместно с заинтересованными странами СНГ продолжится работа по реализации Концепции военного сотрудничества до 2025 года, а также Программы сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021–2025 годы.
«События в Казахстане в январе этого года убедительно доказали первостепенность решения задач по обеспечению безопасности, обороны и правопорядка», — сказал на презентации заместитель главы МИД РК Марат Сыздыков. В Содружестве в этой сфере приняты и реализуются концептуальные программные документы, которые касаются вопросов военно-технического взаимодействия, охраны внешних границ, совместного противодействия терроризму. Также функционируют соответствующие отраслевые органы. Казахстанское председательство считает необходимым уделить особое внимание реализации данных документов, в том числе совершенствованию механизмов работы. Обеспечение безопасности и противодействие новым вызовам и угрозам является одним из важнейших направлений сотрудничества на пространстве Содружества. За прошедшие тридцать лет оно приобрело многоплановый, комплексный, динамичный и системный характер.
В начале марта 2022 года в штаб-квартире Антитеррористического центра государств – участников СНГ (АТЦ СНГ) в Москве состоялось XV Совещание руководителей (начальников штабов) национальных антитеррористических центров государств – участников СНГ на тему «Контртеррористическое сотрудничество государств Содружества в условиях меняющейся международной обстановки». В докладе руководителя АТЦ СНГ Евгения Сысоева было отмечено следующее:
— помимо внешних угроз страны Содружества сегодня сталкиваются и с рядом внутренних вызовов, которые прежде всего связаны с попытками экстремистских организаций инспирировать протестные настроения с целью госпереворотов;
— планируется проведение антитеррористических учений силовых структур стран СНГ в РФ в текущем году;
— прогнозируется наращивание активности террористических организаций в инфополе стран СНГ, включая пропаганду, вербовку и сбор финансовых средств, а также использование дезинформации;
— растет напряженность на границах стран Содружества из-за обострения ситуации в мире;
— усилится антиталибское сопротивление в Афганистане, произойдет передел рынков оружия, наркотиков и торговли людьми;
— в странах СНГ за год было задержано более 100 лиц, разыскиваемых за террористические преступления. Аналогичные операции проводятся и в этом году.
«Невозможно отрицать, что события на Украине, к которым приковано внимание всего мира, внесут особые корректировки в деятельность СНГ как в ближайшем будущем, так и в долгосрочной перспективе, — отметил руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Алексей Чекрыжов. — В этом отношении вопросы активизации и усиления деятельности в области обеспечения безопасности постсоветских стран предстают уже под совершенно иным светом. Государствам Содружества и, в частности, председательствующему Казахстану придется решить несколько ключевых задач в этой сфере. Прежде всего, несмотря на объяснимо акцентированное внимание всего мира к специальной военной операции России, иные угрозы никто не отменял. После январских событий в Алматы и других городах Казахстана многие преступники сбежали на территорию сопредельных стран. При этом, по мнению ряда экспертов, есть основания полагать, что они все еще вооружены. Это также актуализирует проблему «спящих ячеек» экстремистов. Наконец, дефицит безопасности в регионе Центральной Азии и СНГ только нарастает ввиду нестабильности в Афганистане».
Также, по мнению политолога, здесь уже не кажется утопичным обсуждаемый вопрос о статусе СНГ в качестве коллективного наблюдателя в ОДКБ, что было озвучено на заседании Совета постоянных полномочных представителей стран Содружества. Конечно, это не будет означать, что СНГ и все его участники могут автоматически войти в ОДКБ. Вопрос о совершенно новом формате коллективного наблюдения в системе другой международной организации.
«После операции России в Украине может произойти трансформация Содружества, так как страны-члены будут учитывать фактор безопасности, — предположил главный научный сотрудник Института философии политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК Юрий Булуктаев. — Причем любой – будь то экономическая, военная, информационная безопасность. Некоторым странам в этом плане не всегда приходится надеяться только на себя, они ищут поддержки, в том числе в рамках Содружества. Председательство Казахстана будет проходить в русле Концепции внешней политики РК с 2020 по 2030 годы, согласно которой он развивает двустороннее и многостороннее сотрудничество в рамках СНГ. Отдельной строкой проходит укрепление безопасности. Казахстаном и Россией подписаны документы по военно-техническому сотрудничеству. Для других участников СНГ данный вопрос также станет приоритетным, учитывая важность неприкосновенности границ».
Как отметил директор Института по вопросам безопасности и сотрудничества в Центральной Азии Шавкат Сабиров, Казахстан находится между двумя великими соседями, Россией и Китаем, вряд ли у него есть какой-то иной выбор. «К тому же Россия свою систему раннего предупреждения от ядерных ударов расширила до Юго-Восточной Азии, — сообщил он. — А Китай расширяет свою зону до Европы. В начале февраля 2022 года в Пекине китайский руководитель заявил, что Российская Федерация и КНР являются «опорой для сплочения мира». Владимир Путин в свою очередь отметил, что отношения между двумя странами приобрели «беспрецедентный характер». Таким образом получается, что на пространстве Евразии создана такая общая крыша безопасности».
В свою очередь доцент Ташкентского филиала Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Равшан Назаров напомнил: когда ситуация в горячей фазе, делать прогнозные оценки – дело неблагодарное. «Если бы в декабре 2021 года, когда отмечали 30 лет СНГ и независимости Казахстана, кто-то сказал, что через считанные дни произойдет январская трагедия, вряд ли бы ему поверили. Надеюсь, Казахстан, в столь сложный для Содружества год взявший председательство, сможет справиться с поставленными задачами», — пожелал он.
«В последние годы мир вокруг меняется, — подчеркнул политолог Аскар Нурша. — Давайте вспомним, какое влияние на постсоветское пространство оказала Карабахская война, прошедшая осенью 2020 года. На Южном Кавказе возникла новая реальность. Так и вооруженный конфликт в Украине. Его влияние на постсоветское пространство окажется в разы больше. Дело не в том, кто победит, а кто проиграет. Какова будет его экономическая, гуманитарная цена?»
«В условиях интенсивных глобальных изменений от таких интеграционных объединений, как СНГ и надстроенных над ним, вроде ОДКБ, требуется активное участие в горячих историях, — сказал руководитель сектора изучения политических процессов и вызовов современности Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Булат Мурзагалеев. — С их стороны нужны эффективные, оперативные, информационно поддерживаемые решения».
Виктор САНЬКОВИЧ