Эффект интервала: перерывы в обучении способствуют лучшему запоминанию
Мы запоминаем лучше, если делаем перерывы во время учебы. Это явление известно как эффект интервала (Spacing-Effect). Ученые из Института нейробиологии Макса Планка изучили его нейронную основу.
Как говорят, «Студенту всегда не хватает одной ночи перед экзаменом». Многие из нас прошли через это, когда накануне экзамена или зачета старались изучить «за один присест» весь пройденный материал. Но он забывается так же быстро, как и изучается.
Хорошая новость: этому забыванию можно противодействовать. Длительные временные паузы между отдельными этапами обучения помогают нам лучше запоминать знания.
Но как Spacing-эффект влияет на работу мозга и почему перерывы в обучении способствуют нашей способности вспоминать? Предполагают, что при обучении активируются нервные клетки и между ними возникают новые сочетания.
Так возникает новое знание и, активировав эти нервные группы, его удается вспомнить. Но до сих пор мало известно о том, почему перерывы в обучении положительно влияют на учебный процесс — хотя эффект интервала описали уже более века назад и присутствует он у многих видов животных.
Аннет Глас и Питер Гольтштейн (Annet Glas, Pieter Goltstein) из команды Марка Хюбенера и Тобиаса Бонхёффера (Mark Hübener, Tobias Bonhoeffer) исследовали это явление на мышах.
В эксперименте животные должны были запомнить, где в лабиринте спрятали кусок шоколада. Мыши должны были трижды пройти лабиринт и найти награду — с перерывами различной продолжительности.
Установлено, что при более длительных интервалах между повторениями обучения животные всегда используют одни и те же нервные клетки вместо того, чтобы активировать другие.
Возможно, это укрепляет связи между нервными клетками на каждой фазе обучения, чтобы знания сохранялись в течение более длительного периода времени.
«Мыши, которых мы тренировали с длинными перерывами, не сразу запоминали расположение шоколада», — говорит Аннет Глас. — «Но на следующий день их способность вспомнить была выше, чем у мышей, которые учились без пауз».
Во время эксперимента с лабиринтом ученые также измеряли активность нервных клеток в префронтальной коре. Этот участок мозга представляет особый интерес для процесса обучения, поскольку отвечает за решение сложных мыслительных задач. А отключение префронтальной коры негативно повлияет на способность запоминать у мышей.
«Если три этапа обучения следуют один за другим, интуитивно можно предположить, что активироваться будут те же нервные клетки», — сказал Питер Гольтштайн. — «В конце концов, речь идет об одинаковом эксперименте с одинаковой информацией. Зато казалось бы, что после длительных перерывов на следующем этапе обучения мозг должен интерпретировать материал как новую информацию и обрабатывать ее другими нервными клетками».
Но ученые обнаружили совершенно противоположную тенденцию. После коротких пауз схема активности в мозгу более нестабильна, чем при длительных перерывах. Когда обучение происходило быстро, обычно у мышей активизировались различные нервные клетки. Зато после длительных пауз мозг животных пользовался теми же нервными клетками, что и во время первого этапа обучения.
Пользуясь теми же нервными клетками, можно усилить нервные связи на каждом из этапов обучения. Ведь связи уже не создаются «с нуля». «Учитывая это, мы считаем, что длительные паузы лучше влияют на способность запоминать», — резюмирует Питер Гольтштайн.
Таким образом, ученые получили детальное представление о нейронных процессах, которые объясняют положительный эффект от перерывов в обучении. Делая паузы, мы, вероятно, медленнее дойдем до цели, но дольше удержим знания в памяти. Надеемся, что вы не забудете это до следующего экзамена!