Просоциальное поведение: что им движет? Виды и мотивы просоциальности


Просоциальное поведение: что им движет? Виды и мотивы просоциальности

Каковы структура и мотивы человеческой просоциальности?


Мы делимся печеньем по нескольким причинам: альтруизм, социальные нормы или личная выгода.

Считается, что просоциальное поведение или добровольное намерение приносить пользу другим — это такое поведение, которое «приносит пользу окружающим людям или обществу в целом». Оно имеет
решающее значение для функционирования социума.

Однако его научная оценка и понимание основной структуры все еще остаются проблемой.

Представьте себе рабочую встречу. Ваша коллега выуживает в сумке пачку печенья, берет одно и предлагает остальным сидящим за столом. Зачем она это делает?

Возможно, потому, что она находит их вкусными и хочет поделиться своим приятным опытом с коллегами. А может потому, что они этого ожидают — ибо так требуют нормы приличия. Но,
возможно, это стратегическая уловка, которая в итоге окажется выгодной.

Альтруизм, социальная норма или стратегия — есть несколько причин, по которым люди ведут себя просоциально. Т.е. действуют таким образом, чтобы вызвать положительные последствия для
получателя.

Независимо от того, предлагаем ли мы кому-то печенье, уступаем ли место пенсионеру, помогаем малоимущим или принимаем беженцев — то, что обычно считается просоциальным поведением,
подкреплено совершенно разными мотивами.

Чем многообразнее просоциальное поведение, тем более разнообразны методы его исследования с привлечением различных научных дисциплин.

Почему и в какой степени люди демонстрируют просоциальное поведение, традиционно интересует экономистов, психологов и нейробиологов. Однако для своих исследований они используют совершенно
разные подходы. В то время как экономисты используют методы теории игр, нейробиологи и психологи обычно работают с компьютерным моделированием или с анкетами-опросниками. Хотя все
эти процедуры имеют тенденцию измерять одно и то же, то есть просоциальность, их результаты редко можно сопоставить.

Чтобы внести ясность, ученые из Института когнитивных исследований им. Макса Планка в Лейпциге сравнили все эти процедуры в крупномасштабном исследовании с участием нескольких
сотен участников.

Чтобы выявить надежные и независимые от методов компоненты человеческой просоциальности, они интегрировали 14 научных парадигм из разных дисциплин.

Участники исследования решали задания из теории игр и гипотетического распределения, обычно используемые в поведенческой экономике, а также выполнили интерактивные компьютерные
задачи и заполняли самоотчеты, традиционно используемые в психологии.

Далее с помощью факторного анализа были идентифицированы четыре компонента просоциальности. Это позволило выделить следующие виды социального поведения:

  1. Альтруистически мотивированное просоциальное поведение.
  2. Мотивированное нормой просоциальное поведение.
  3. Стратегически мотивированное просоциальное поведение.
  4. Самооценка просоциального поведения.

Также установлена связь альтруистически мотивированного поведения с полом, улучшением когнитивных навыков и уменьшением негативных эмоций.

«Мы смогли показать, что эти методы действительно исследуют совершенно разные аспекты просоциального поведения», — говорит Анна Беклер (Anne Böckler), один из авторов исследования. Теперь мы
знаем, какую процедуру можно использовать для измерения конкретного аспекта готовности «поделиться печеньками с ближним».

«Это может позволить нам выборочно тренировать одну мотивацию и регистрировать эффект», — объясняет Таня Сингер (Tania Singer), руководитель исследования и директор Института Макса Планка.

Например, альтруистические мотивы способствуют благополучию другого человека, даже если это может происходить за их собственный счет. В качестве хорошей меры бескорыстия появились
методы, которые регистрируют готовность делиться, убеждать, быть щедрым или тратить время на других.

После масштабного исследования ученые из Института когнитивных исследований определили, какие тесты дают наиболее точную информацию о
конкретных намерениях. Это можно использовать для того, чтобы люди были более альтруистически мотивированы.

Интересно, что анкеты как очень часто используемый метод оказались не совсем подходящими для измерения просоциального поведения. Они с большей вероятностью регистрируют не реальные
мотивы, а желаемые: то, какими люди хотели бы видеть себя или чтобы их видели другие. Это стало очевидным, когда участники женского пола оценили себя более готовыми к помощи и более щедрыми,
чем их коллеги-мужчины. На самом деле, когда использовались методы, измеряющие их реальное поведение, оказалось, что все наоборот.

«Более того, наши результаты показывают,
что люди с альтруистической мотивацией, которых иногда называют наивными доброжелателями, на самом деле гораздо более умны», — говорит Энн Бёклер.

А печенье? «Когда кто-то делится с нами своими угощениями, на это есть разные причины. Мы должны быть осторожны, когда кто-то настаивает на своих добрых намерениях», — объясняет
нейробиолог.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Social Psychological and Personality Science в 2016 году:

The structure of human prosociality: Differentiating altruistically motivated, norm motivated, strategically motivated and self-reported prosocial behavior

Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»

Источник

Exit mobile version