Маркетологи компаний по производству продуктов питания придумывают множество способов, чтобы доход от продаж был как можно больше. Самые распространенные уловки связаны с уменьшением объема продукции или ее качества. Как казахстанских потребителей заставляют платить больше, узнали журналисты Qogamnews.kz.KZ.
Уловки специалистов, задачей которых является продажа как можно большего количества товара, ограничены только их фантазией. Маркетологи «играют» с психологией покупателя – с помощью акций, дисконтных карт и тому подобных уловок они заставляют его платить больше денег.
Уже несколько лет одними из способов производителей увеличить прибыль, не увеличивая стоимость продуктов питания, стало уменьшение их объема или ухудшение состава.
Рассмотрим их на товарах, представленных в казахстанских магазинах.
Уменьшение объема тары
Жидкие продукты питания, которые потребители используют литрами, ровно в таком объеме уже зачастую не продаются.
Например, растительное масло в одном из онлайн-магазинов Алматы, помимо стандартного литра, мы нашли в дозировке 800 и 900 миллилитров.
То есть, производители данных продуктов сократили объемы на 20% и 10% от стандартного размера, а потребители, которые не читают этикетки, думают, что там литр, потому что визуально бутылки практически не отличаются.
Молоко при этом мы нашли в пакетах объемом и 900 миллилитров, и даже 750. При этом у трех продуктов от разных производителей и, по сути, разной дозировки стоит практически одинаковая цена.
Уменьшение объемов тары также замечено в соках, алкогольных напитках и других жидких продуктах питания.
А их производители за счет «недолитых» объемов могут продать еще сотни дополнительных единиц товара.
Отметим, что некоторые производители могут вместо объема написать массу жидкого продукта, если в цифрах она больше. В результате миллилитры снова недоливаются.
Уменьшение массы продуктов
К слову о массе. Упаковки с некоторыми продуктами, масса которых измеряется в граммах, также стали легче.
Например, среди потребителей есть стереотип, что пачка сливочного масла весит 200 граммов, а плитка шоколада – 100 граммов. Этими знаниями, например, пользуются хозяйки при приготовлении различных блюд. Но от них уже пора отвыкать.
Например, сливочное масло, которое продается в казахстанских магазинах, зачастую на 10% легче – его вес составляет 180 граммов. Из нестандартных дозировок мы также встретили продукт весом в 125 граммов. А стандартные 200 граммов встречаются очень редко.
Такие же дела обстоят с плиточным шоколадом. Продукты массой в 100 граммов практически не встречаются, а в продаже появляются плитки все меньшего размера – 90, 85, 80 и даже 75 граммов.
Такую же тенденцию можно наблюдать практически среди любых фасованных товаров – мало где найдешь «круглое» значение массы.
Удешевление товара за счет состава
Бытует мнение, что натуральных продуктов питания сейчас в магазине не найти. Оно связано с тем, что на магазинных полках появилось много товаров, по этикетке которых не понять, натуральный это продукт или нет.
Один из выходов – читать состав. В результате может оказаться, что в упаковке с надписью «деревенское» совсем не сливочное масло, а маргарин или спред, молоко изготовлено из воды, сухого порошка и жира, а икра — из желатина с добавлением морских водорослей.
Но добросовестные продавцы должны указывать и название продукта, и его состав.
Например, мы нашли два похожих товара от одного производителя – сметану и сметанный продукт. На первой банке так и написано – «Сметана», а на второй, такой же по размеру банке, написано «Сметанка» и мелким шрифтом указано, что это молокосодержащий продукт.
Товары с ненатуральным составом при этом стоят дешевле натуральных. Но производителям изготавливать и реализовывать их, по-видимому, все равно выгоднее.
И еще одна уловка маркетологов – указание нескольких альтернативных составов, которые указаны на одной упаковке под разными буквенными маркировками.
В самом начале они пишут «выгодный» состав, который не имеет никакого отношения к этому продукту, а дальше по списку будет написан настоящий.
Какой состав относится конкретно к этому продукту, покупатель должен определить сам, отыскав букву, которая напечатана с другой стороны упаковки, обычно возле срока годности.
Уменьшать объем товаров или удешевлять их состав производители рано или поздно перестанут, достигнув определенных пределов. Поэтому стоит ждать от них и другие уловки.
А пока, если есть желание сравнить стоимость товаров, это можно сделать, посчитав цену за грамм, а любители качества могут внимательней читать составы на этикетках.
Оригинал статьи: