Польза и вред для казахстанцев: аналитики о льготном автокредитовании


Иллюстративное фото: freepik.com / snowing

Программа льготного автокредитования должна помочь казахстанцам приобрести автомобили. Однако ее влияние на экономику также может оказаться негативным. Подробнее об этом читайте в материале Qogamnews.kz.KZ.

Новая программа льготного автокредитования была открыта 16 мая 2022 года. Напомним, что казахстанцам предлагаются следующие условия:

  • процентная ставка – номинально от 4%, при этом годовая эффективная ставка вознаграждения начинается от 4,1%;
  • сумма займа – можно получить до 10 млн тенге, при этом сам автомобиль должен быть не дороже 15 млн тенге, а разницу между реальной ценой и кредитом должен покрыть сам покупатель;
  • срок займа – до 7 лет;
  • первоначальный взнос – от 0%.

И хотя условия приобретения новой машины являются хорошими, данный инструмент может иметь некоторые негативные моменты.

Иллюстративное фото: welcomia / Getty Images

Польза для казахстанцев

С ростом базовой ставки Нацбанка до 14% кредиты в Казахстане стали дороже. Обычно это приводит к снижению уровня кредитования и росту банковских депозитов из-за увеличения их прибыльности.

То есть теперь покупка автомобиля по обычному автокредиту может стать крайне невыгодной для покупателя, так как переплата окажется существенной.

Как сообщаю аналитики Telegram-канала Tengenomika, на этом фоне льготный автокредит действительно помогает населению: «Потребитель получает деньги практически «бесплатно», а разницу между льготной ставкой и реальной рыночной ставкой коммерческих банков покрывается за счет государства».

В то же время аналитики отмечают наличие негативного фактора.

Негативный эффект для покупателей

Разница между рыночной базовой ставкой в районе 14% и льготным автокредитом в 4% покрывается субсидиями. В результате уровень кредитования не снижается даже при высоких ставках центробанка.

То есть государство за счет бюджетных денег создает дополнительный спрос на рынке, что зачастую приводит к росту цен. В итоге машины могут подорожать еще больше, становясь недоступными для населения.

Так, ранее поступали сообщения о навязывании казахстанцам дополнительного оборудования в автосалонах.

Иллюстративное фото: freepik.com / senivpetro

«Поэтому государство, подогревая спрос популистскими льготными программами, может создать на авторынке ситуацию, которая сейчас складывается на рынке жилья.

Напомним, что на рынке жилья за счет льготных государственных программ и госбанка цены выросли двузначными темпами и становятся менее доступными для широкого слоя граждан, для которых изначально и создавались программы», – сообщают аналитики.

Другими словами, в текущей ситуации казахстанцы могут на выгодных условиях приобрести автомобиль.

Однако государство уходит в убыток, субсидируя покупку авто для населения, что может привести к росту цен на автомобили, затрагивая и вторичный рынок, считают аналитики.

Напомним, что на реализацию программы планируется потратить 100 млрд тенге, при этом основной бюджет был сформирован из собранного утилизационного сбора “Оператором РОП”, а также пришедшему ему на смену “АО «Жасыл Даму», которое подотчетно Минэкологии.

Оригинал статьи:

Финансовые новости на Qogamnews

Источник

Exit mobile version