Напомним, новые ставки утильсбора за транспортные средства заработали в Казахстане с 16 мая. В ожидании более низких платежей, стартующих с этой даты, в страну ввезли тысячи машин. Но в «Жасыл Даму» объявили, что за автомобили, прибывшие в РК до 16 мая 2022 года, платить придётся по старым тарифам. В своё оправдание утилизаторы ссылались на пункт № 4 Правил реализации расширенных обязательств производителей (импортёров), согласно которым «расширенные обязательства производителей (импортёров) возникают …у импортёров с момента перемещения через Государственную границу Республики Казахстан продукции, подлежащей реализации на территории Республики Казахстан». Но тогда получалось, что утиль нужно платить только за авто, ввезённые для продажи. А те, что люди пригнали для себя, облагаться сбором не должны.
На нестыковки в законах Alfacar.kz указало чиновникам ещё 4 мая. Но время шло, и ничего не менялось. В итоге с 16 мая люди завалили жалобами блог министра экологии. К борьбе за низкий утильсбор для ранее ввезённых авто подключились активисты. И вот сегодня Минэкологии сообщило нам, что вопрос
«В отношении действия новых ставок утилизационного платежа проведены консультации с АО «Жасыл Даму». Согласно приказу и. о. министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 29 апреля 2022 г. № 138, ставки утилизационной платы снижены на 50 %, данный приказ вступил в силу с 14 мая текущего года.
В случае осуществления оплаты утилизационного сбора по прежним ставкам после 14 мая 2022 года АО «Жасыл Даму» будет сделан перерасчёт и осуществлён возврат излишне уплаченной суммы согласно действующему законодательству Республики Казахстан», — заявили в министерстве. По словам чиновников, новые требования по уплате утильсбора начнут действовать с 23 мая.
Таким образом, граждане, которые ввезли машины в марте или апреле, в общем до вступления в силу новых ставок, с 23 мая платить утильсбор будут не по старым тарифам, а по новым. И тем, кто уже отдал деньги, «Жасыл Даму» обязано вернуть разницу.
Изменят ли в итоге правила взимания утильсбора, в министерстве не уточнили. Непонятным осталось и то, как будет решаться вопрос с автомобилями, ввезёнными ранее не для реализации, а для себя.
Alfacar — автомобильный портал