Марико Ои
Бизнес-корреспондент в Азии
- русско-украинская война
В течение многих лет раздавались призывы к Азии, где находятся одни из крупнейших в мире источников выбросов CO2, отказаться от ископаемого топлива, чтобы помочь справиться с изменением климата.
Страны региона, включая три крупнейшие экономики Китая, Японию и Индию, в прошлом году подверглись критике за то, что они не взяли на себя более серьезных обязательств на глобальной конференции по изменению климата COP26.
Но спустя шесть месяцев у Азии появилась другая, возможно, более насущная причина отказаться от нефти, газа и угля: деньги.
Мировые цены на энергоносители подскочили с конца февраля, когда Россия начала вторжение в Украину.
Это подтолкнуло европейские страны к поиску способов меньше полагаться на российский газ, а Германия надеялась, что водород может стать ее ответом.
Япония и Южная Корея также вложили значительные средства в водородные технологии до войны с Украиной, и стремительный рост стоимости энергии послужил дополнительным стимулом для ускорения их перехода на более экологически чистое топливо.
Тем не менее, азиатские экономики продолжают сжигать уголь для производства электроэнергии, несмотря на то, насколько он загрязняет окружающую среду.
В то время как некоторые страны добились прогресса в отказе от ископаемого топлива, в чрезвычайных ситуациях, например, когда два экономических гиганта региона, Китай и Индия, столкнулись с нехваткой электроэнергии, они обращались к углю.
Япония инвестировала в ядерную энергетику на протяжении десятилетий, но после аварии на АЭС Фукусима в 2011 году она также вернулась к ископаемому топливу.
Некоторые эксперты считают, что водород может помочь странам перейти от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии, и именно на это сейчас делает ставку все большее число южнокорейских компаний.
На данный момент страна объявила о самых больших государственных расходах в Азии на развитие водородных технологий.
Сеул продвигает инвестиции в производство водорода, а также в технологии производства электроэнергии на топливных элементах и автомобили на водороде.
Некоторые эксперты также считают водород наиболее практичной альтернативой ископаемому топливу, поскольку он может храниться в твердом, жидком или газообразном состоянии.
Это означает, что по сравнению с солнечной и ветровой энергией ее легче накапливать и транспортировать.
«Водород подобен энергоносителю, — говорит Винс Хео из S&P Global Commodity Insights в Сеуле.
«Вы можете хранить энергию в водороде и использовать ее, когда захотите».
Ключевой вопрос заключается в том, что существуют разные типы водорода, и то, во что в настоящее время инвестирует Южная Корея, не является свободным от выбросов.
Цель состоит в том, чтобы в конечном итоге перейти на так называемый «зеленый водород», который также известен как «чистый водород».
Он производится с использованием возобновляемых источников энергии, таких как энергия ветра или солнца, но это самый дорогой вид водорода в производстве.
Вот почему водород, произведенный с использованием ископаемого топлива, рассматривается некоторыми экспертами как первый шаг к зеленому водороду.
«Водород в Южной Корее в настоящее время производится из природного газа», — говорит Мартин Тенглер, ведущий аналитик по водороду BloombergNEF, поясняя, что его называют «серым водородом».
Следующим этапом перехода является «голубой водород», который также производится с использованием ископаемого топлива, но от 60% до 90% углекислого газа, образующегося в процессе, улавливается и хранится.
Крупнейший поставщик природного газа в Южной Корее, SK, инвестировал 18 триллионов вон или около того (15 миллиардов долларов; 12 миллиардов фунтов стерлингов), но только в серый и голубой водород.
Глава ее водородного бизнес-подразделения Хён-вук Чу сказал Би-би-си, что компания не сразу инвестировала в зеленый водород, потому что для этого требовалось больше технологий и инвестиций.
Поскольку возобновляемые источники энергии и инфраструктура для ее сбора и распределения не всегда доступны в большей части Азии, основная проблема заключалась в разработке правильного сочетания технологий для использования достаточного количества энергии для массового производства водорода.
«Мы можем развивать рынок, производя, распределяя и потребляя водород. Поэтому, когда станет доступен зеленый водород, появится больше возможностей для расширения этого водородного бизнеса», — добавил г-н Чу.
Важнейший вопрос, стоящий за этим, заключается в том, сколько стоит производство каждого из различных типов газа.
«Зеленый водород стоит в два-три раза дороже серого водорода», — говорит г-н Хео из S&P Global.
«В настоящее время производство зеленого водорода стоит около 10 долларов за килограмм».
Г-н Хео говорит, что для рентабельности сумма должна снизиться на 70% до примерно 3 долларов за килограмм без государственных субсидий.
Но скачок мировых цен на энергоносители означает, что «зеленый водород явно имеет некоторый импульс, потому что он производится из возобновляемых источников энергии, которые не связаны с высокими ценами на топливо», — добавил он.
Например, в Европе затраты на производство синего и серого водорода в разы увеличился более чем на 70% после российского вторжения в Украину, по данным консалтинговой компании Rystad Energy.
Если доступный зеленый водород станет доступным, есть ряд отраслей, которые могут извлечь выгоду из этого.
«Мы можем заменить серый водород в отраслях, где нет альтернатив с низким уровнем выбросов, таких как переработка нефти, производство удобрений и тяжелой промышленности, такой как производство стали, где требуются высокие температуры», — сказал г-н Тенглер.
Чтобы иметь возможность конкурировать на глобальном уровне, Южная Корея создала водородный альянс, к которому присоединились более десятка компаний.
«Водородная промышленность в настоящее время похожа на солнечную промышленность около 20 лет назад, когда разрабатывается несколько проектов, а на рынке есть большие амбиции», — сказал г-н Хео.
Энергия ветра является одним из ключей к экологически чистым водородным амбициям Южной Кореи.
Консорциум во главе с Корейским морским и океаническим университетом разрабатывает плавучий морской завод по производству зеленого водорода в городе Пусан.
«Мы предполагаем использовать электроэнергию ветра и солнца в море для кипячения и электролиза морской воды для производства зеленого водорода», — сказал До Деог Хи, президент Корейского морского и океанического университета.
Его преимущество заключается в близости к потребителям водорода, сказал г-н Хео: «Вы можете сэкономить на транспортировке водорода, потому что это большая и очень дорогая часть цепочки создания стоимости водорода».
«Но плавучий морской ветер стоит более 300 долларов за мегаватт-час по сравнению со 100 долларами за мегаватт-час при использовании солнечной энергии, поэтому большой вопрос, как на самом деле оптимизировать стоимость производства водорода на этом объекте», — добавил он.
Переход на более чистые источники энергии всегда был дорогостоящим.
Когда мировые лидеры встретились на COP26 в ноябре, мир начал сталкиваться с более высокими ценами на топливо из-за неудовлетворенного спроса после карантина из-за пандемии.
Для многих стран было и остается очень заманчивым вернуться к ископаемому топливу.
Вопрос в том, могут ли рост цен на топливо стать более сильным стимулом для перемен.
Financial Times Kazakhstan — новости экономики и мира