Чего хотят казахстанские водители и курьеры?

Фото: Карина Бикинеева

2 июня 2022 года прошла пресс-конференция на тему «определения правового статуса водителей такси и курьеров, работающих посредством онлайн-сервисов». Организаторами выступили Союз таксистов Казахстана и политическая партия «Намыс». Пресс-конференция получилась очень эмоциональная, водители высказывали свое недовольство, говорили о малом количестве отечественных онлайн-сервисов и требовали зафиксировать их права. 

Чуть позже спикер назвал партнеров «подневольными» и заявил, что сейчас платформа диктует режим работы, график работы, форму оплаты, размер оплаты и маршрут. Но если вдуматься, то по сути работа таксистом в любом онлайн-сервисе, наоборот,  достаточно свободная, и каждый сам выбирает, когда ему выходить на работу, сколько времени проводить на линии. То есть водитель сам определяет удобный график, будет ли эта занятость основной работой или подработкой. Такой подход удобен, если во время рабочего дня нужно куда-то отлучиться. То есть, если водителю нужно отвезти кого-то из семьи в клинику или по делам, он может сделать это в любое время. График работы водитель тоже подбирает по личным соображениям: если водитель хочет заработать больше денег – соответственно он работает дольше. Никаких принуждений или ограничений.

Пресс-конференцию начал член комитета партии «Намыс». По мнению спикера, онлайн-сервисы лишают экономических и социальных прав своих водителей. Проблемная зона – уход от налогов со стороны онлайн-сервисов. Однако, насколько известно нашему корреспонденту, водители регистрируются в системе Яндекса через таксопарк, который в свою очередь и оформляет водителя. То есть произошло перекладывание ответственности, которое никого из присутствующих не смутило.

Фото: Карина Бикинеева

После представителя партии выступил председатель союза таксистов Казахстана Руслан Тукинов. Он заверил, что водители не настроены требовать повышения тарифов, но им нужно право на труд.

 Был озвучен целый ряд требований:

Требования достаточно весомые, но во время конференции и после нее водители так и не могли конкретно ответить на вопросы из зала. Одно из требований – водителям не хватает тех денег, что они получают, это вынуждает их работать больше. Однако, для того чтобы водители больше зарабатывали в сервисе уже были предусмотрены бонусы. На резонный вопрос, что делать, чтобы повышение тарифа не оттолкнуло пассажиров, и еще больше не снизило их доход, ответа не последовало. Осталось непонятным, за чей счет планируется такое повышение водительского дохода.

Также на пресс-конференции прозвучало, что водители не хотят быть партнерами, они хотят быть работниками. Что предусматривает трудовой договор вместо договора гражданско-правового характера (ГПХ). Разница в том, что по договору ГПХ не предусмотрены социальный налог и социальные отчисления. Работников интересуют прежде всего социальный налог, который может пригодиться во время выплат социальных пособий (на случай утраты трудоспособности; на случай потери кормильца; на случай потери работы и т. д.). Говоря простыми словами, когда ты работаешь по договору ГПХ ты находишься вне штата, но получаешь все отчисления, кроме соц налога и соц отчислений.

Дамира Ахмаджонова выступила от лица всех женщин-водителей. Она высказалась, что против иностранных онлайн-сервисов, так как нужно делать свои отечественные сервисы, чтобы было официальное трудоустройство. Ее позицию можно понять, ведь половина пособий, зависящих от социальных налогов, напрямую касается именно женщин.  Но не факт, что отечественная компания, которая зайдет на рынок перевозок, будет использовать иную схему и официально трудоустраивать водителей напрямую, а не через партнеров, поскольку это может быть невыгодно для компании.

Фото: Карина Бикинеева

«Яндекс поглощает все заказы, потому что у него минимальный сервис по цене. В Регионе пассажир застрахован, а в Яндексе не застрахован. Именно в казахстанском бренде Регион по документации все правильно. Там даже водитель застрахован, но там заказов мало. Так как у нас жители Казахстана, где дешевле, туда и идут за услугами такси. Всем от безвыходности приходится через Яндекс работать», — говорил Руслан Тукинов.

Это высказывание смутило корреспондента, и он решил выяснить, так ли это на самом деле.  Оказалось, что у Яндекса есть дополнительное страхование как жизни и здоровья пассажира, так и водителя. Более того, сервис ввел его в стране первым. По договору застрахованы все, кто находится в машине во время поездки. Корреспондент Optimism.kz задал еще несколько вопросов спикерам, по отношению к их требованиям.

 ‒ Сколько сейчас вы на линии в среднем? А как хотите ограничить?

‒ Р. Т. От безвыходности мы работаем от 12 до 18 часов. Вот для нормального человека, у которого семья и дети нужно работать максимум 9-10 часов. При этом, самое главное, чтобы заработок был достойный и на жизнь хватало. В действительности приходится спать в машине – пару часов поспать, чтобы к утренним заказам были силы. Потом едешь домой и дома дальше спишь.

‒ Д. А. Женщины могут садиться и работать по 12 часов, а то и больше, потому что на них больше ответственность и хозяйство. Женщины у нас работают в пятницу, субботу, воскресенье – 78 часов, не выходя с руля. Если вы проедетесь по заправкам города Алматы, то найдете машины, где спят наши женщины-водители.

‒ Как известно — рабочий день водителя ненормированный (в основном утром заказы и вечером), в пятницу и выходные — ночью. Как именно вы хотите его ограничить и как будет считаться это время именно на заказе, а не “на линии”?

‒ Д. А. Всегда ругают советскую власть. Но что-то в советской власти осталось хорошим. Мы предлагали Яндексу, давайте сделаем подачей машины определенную сумму и километраж, как в Регионе и всех агрегаторах. Мы уже предлагали это в правительстве. Подача машины гражданам по определенной сумме подачи машины. Тогда человек будет знать, что он проехал 10 км – это 600 тенге, плюс подача машины — 400 тенге. Вместе 1000 тенге. Тут мы будем уверены, что нам заплатят определенную сумму. А не как сейчас: то утром такие цены, то другие. Мы сами даже теряемся, по каким ценам нам ездить. Пробки, пусть считает, лишний километраж, пусть считает. 

‒ Дастан Адаев. К примеру, я проехал 20 км. Стоимость 1810 тенге, раньше указывался километраж и время, которое мы потратили, но к сожалению Яндекс это убрал. Чтобы мы не видели и не возмущались.

Фото: Карина Бикинеева

‒ Соответствует ли «компенсация за использование личного авто в рабочих целях» принципам конкуренции? Водители, которые берут авто в аренду будут тратить тогда намного больше, увеличивается разрыв.

‒ Д. А. Ничего не соответствует, потому что таксопарки тупо берут деньги и никому ничего не предоставляют: ни боксы, ни автомойки, ни СТО. Потому что 50% из них фейковые автопарки.

‒ Если у меня заказ с Яндекса поступит в город Кокшетау, я поехал в город Кокшетау, мне некуда идти. Я буду гостиницу снимать, хотя я выполнил заказ и мне должны предоставить какую-нибудь парковку, стоянку, где я могу переночевать или оставить свою машину. Хотя-бы какой-нибудь маленький уголок.

‒ Помимо подоходного налога сразу встает вопрос пенсий. Готовы ли из своей заработной платы отдавать проценты в счет пенсии или других соц гарантий? Заработок будет ниже для вас же?

‒ В А. Мы к этому же и стремимся, чтобы именно нашему государству оплачивался и налог и соц — весь пакет. Чтобы наши проценты уходили в Казахстан. Заработок будет в принципе такой же. Ну, проценты чуть-чуть ниже. Там 21%+6% (все соц налоги). Мы могли бы пользоваться медицинским обслуживанием, рассчитывать на пенсионные отчисления. Мне например далеко до пенсии, я бы хотела «пенсионку» собрать. Чтобы налоги за нас оплачивались именно нашему государству. Чтобы мы не стояли с многомиллионными штрафами и на нас никто не давил.   

После окончания конференции представитель партии сразу удалился, а водители ответили на вопросы журналистов, немного постояли на улице и стремительно разъехались доставлять заказы и возить пассажиров. Пойдут ли водители на компромисс или будут отстаивать свои требования дальше, покажет время. Конференция показала, что пока невозможно говорить о дальнейших шагах, так как сами водители не понимают, как воплотить в жизнь их требования, и главное – кто за это должен платить. Более того, спикеры и требования часто друг другу противоречили. 

Exit mobile version