Каждый год 100-летняя Анжелика Бошемен наблюдает, как все больше ее земли сливается в реку Святого Лаврентия.
Из своего дома на оживленном участке реки в Вершере, штат Квинсленд, на южном берегу Монреаля, она наблюдает, как волны от проходящих кораблей врезаются в каменную стену у основания ее собственности, сметая куски и вгрызаясь в незащищенные берега снизу.
По ее словам, более высокие участки ее земли опускаются на дюйм или два в год по мере того, как они все более круто обрываются к реке. Хотя она не ученый, она говорит, что больше всего боится, что однажды произойдет оползень, и белый дом на вершине холма, где она жила десятилетиями, рухнет.
«Это может уйти полностью», — сказала она в недавнем интервью.
Несмотря на свой возраст, она совершила крутой спуск по склону к реке в соломенной шляпе и солнцезащитных очках с помощью трости. Внизу она указала на места, где со времени ее последнего визита вода вырезала в берегу заливы.
«Это даже хуже, чем было», — сказала она. «Это не обнадеживает».
Бошемен говорит, что область под стеной раньше была небольшим песчаным пляжем, где люди могли купаться. Теперь она чувствует, что остальная часть каменной стены — вместе с остатками бетонного тротуара, который раньше позволял жителям бродить из города в город — смоет до конца лета.
Бошемин входит в группу людей, живущих в городах на южном побережье Монреаля, которые призывают федеральное правительство противодействовать эрозии береговой линии, которая, по их словам, влияет на животных и растительность и наносит ущерб их землям.
Виновниками, говорят они, являются волны от больших кораблей, которые проходят через узкий участок реки Святого Лаврентия, разъедая каменные стены и унося с каждой рябью мутные водовороты почвы.
Мишлин Лагард, президент комитета жителей, сформированного в 2019 году, вытаскивает старые статьи, показывающие, что федеральное правительство построило вдоль реки противоэрозионную инфраструктуру в 1960-х и 1970-х годах.
Но в 1997 году федеральная программа, которая финансировала ремонт стен, была в конце концов свернута и полностью отменена. С тех пор стены, по ее словам, рушатся.
В интервью на своей кухне с видом на реку Лагард сказала, что люди чувствуют себя «полностью брошенными» перед лицом продолжающегося повреждения имущества.
«Как будто никто не хочет брать на себя ответственность», — сказала она.
Лагард сказала, что после многих лет лоббирования своих депутатов жители объединились, чтобы сформировать комитет граждан. С тех пор они усилили лоббирование и даже поехали в Оттаву, чтобы подать петицию с 2300 подписями, и безуспешно пытались встретиться с тогдашним министром транспорта Марком Гарно.
Лагард говорит, что для домовладельцев практически невозможно построить или отремонтировать подпорные стены самостоятельно, потому что для этой операции требуются специализированные подрядчики и инженеры, и она будет стоить примерно от 5000 до 6000 долларов за метр, а это означает, что счет за всю недвижимость может достигать сотен тысяч долларов. Она сказала, что даже если бы они захотели, им может быть даже не выдано разрешение, потому что река Святого Лаврентия подпадает под юрисдикцию провинции и федерального правительства.
На прошлой неделе Лагард и ее коллега-член комитета Дайан Лалонд взяли с собой канадскую прессу, чтобы посетить несколько объектов недвижимости в Вершере и близлежащих районах Контрекер, штат Квебек. Они указали на деревья и другую растительность, которые были потеряны, на участки земли, которые были сметены, и на бетонные и каменные подпорные стены, которые рухнули.
Дом Джона Массери находится примерно в девяти метрах от воды, а лужайка отделена от реки стеной из металлических шпунтовых свай высотой девять футов, построенной в 1960-х годах.
На прошлой неделе Массери ходил по базе, указывая на ржавые места, через которые начала просачиваться вода. Стена закреплена с одной стороны бетонным основанием, примерно половина которого разрушена эрозией, а с другой — угловыми стержнями, врытыми в траву.
«Если они выйдут из строя и шпунт пойдет, дом уже не пригоден для жилья», — сказал он.
Массери выразил обеспокоенность по поводу шпунтовых свай почти 30 лет назад, когда он написал федеральному правительству, предполагая, что действие волн от движения судов разрушает базу. В ответе береговой охраны Канады в 1993 году говорилось, что федеральных денег на реставрацию нет.
Masserey и Beauchemin присоединились к коллективному иску против федерального правительства от имени жителей Varennes, Que., Verchères и Contrecoeur. В иске на 50 миллионов долларов, который еще не был рассмотрен по существу, утверждается, что владельцы испытали усиление эрозии, превышающее то, что могло бы произойти в результате естественных процессов из-за кораблей.
В заявлении Transport Canada говорится, что ей известно о проблемах с эрозией в этом районе, и она следит за этой проблемой вместе с другими партнерами.
«Для защиты берегов в 1960-х годах федеральное правительство выделило средства на строительство защитных сооружений; с тех пор эта программа завершилась», — говорится в сообщении.
Министерство транспорта Канады заявило, что предприняло шаги для уменьшения воздействия волн, создаваемых судами, включая выпуск навигационных уведомлений в зависимости от уровня воды, отслеживание скорости судов и введение добровольных мер по снижению скорости, которые вступили в силу в 2000 году.
Департамент также заявил, что эрозия происходит не только из-за кораблей, но и из-за «природных факторов», таких как лед, ветер и течения.
«Поскольку эти вопросы не входят в компетенцию Transport Canada, у департамента нет программы или финансирования для решения проблемы эрозии береговой линии, связанной с этими факторами», — заявили в департаменте, отметив, что ответственность за реку разделяется с провинцией и городами.
Лагард сказала, что она не против группового иска, но надеется, что вопрос может быть решен мирным путем.
Она надеется встретиться с федеральными министрами окружающей среды и транспорта по поводу ремонта осыпающихся стен и поработать с учеными над поиском новых, безвредных для окружающей среды способов противодействия эрозии.
— Этот отчет The Canadian Press был впервые опубликован 26 июня 2022 года.