20 ноября нас ожидает важное политическое событие.
Граждане Казахстана проголосуют на внеочередных выборах Президента страны.
В рамках возложенных законами полномочий прокуроры обеспечивают законность их проведения.
Вместе с тем, в начале доклада хотел бы подчеркнуть, что особая роль в соблюдении норм выборного законодательства возложена на членов избирательных комиссий.
Законом предусмотрена их ответственность за:
— нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей или внесение в них изменений после начала подсчета голосов;
— выдачу гражданам бюллетеней для голосования в целях предоставления им возможности голосования за других лиц;
— непредставление сведений об итогах голосования.
Это влечет административную ответственность (ст.106 — предупреждение или штраф 30 МРП, ст.121 — штраф 25 МРП, ст.110 — штраф 25 МРП, ст.119 — штраф 25 МРП).
Уголовная ответственность наступает при совершении деяний, предусмотренных статьями 150 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав — от штрафа 100 МРП до лишения свободы до 4 лет) и 151 (фальсификация избирательных документов или неправильный подсчет голосов – вплоть до 4 лет лишения свободы) Уголовного кодекса.
Другой категорией участников избирательного процесса, от которых также зависит гласность и прозрачность выборов, являются наблюдатели и доверенные лица кандидатов.
Их деятельность, права и обязанности регламентированы Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Конституционный закон).
Кто может стать наблюдателем или доверенным лицом, какова их главная миссия?
Какие имеют права и в чем выражаются их обязанности?
Наблюдатель — специально уполномоченное физическое лицо (гражданин РК либо иностранный гражданин), его миссия — наблюдение за соблюдением закона на выборах и фиксация возможных нарушений.
Они делятся на две категории.
Первые. Наблюдатели, которые представляют политические партии, иные общественные объединения, некоммерческие организации Республики Казахстан.
Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены в письменной форме с указанием фамилии, имени, отчества (статья 20-1 Конституционного закона).
Этот документ заверяется печатью зарегистрированного и действующего юридического лица, направившего наблюдателя. И действителен при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя.
Наблюдатель обязан их предъявлять Председателю избирательной комиссии или лицу, его замещающему, для регистрации данных о нем в журнал учета.
Вторые. Это иностранные наблюдатели.
Представляют иностранные международные организации или государства.
Их приглашают Министр иностранных дел, Председатель Центральной избирательной комиссии (статья 20-2 Конституционного закона).
По представлениям МИД, ЦИК аккредитован 641 иностранный наблюдатель.
Им выданы удостоверения наблюдателя.
Следующая категория — доверенные лица кандидата в Президенты страны (статья 31 Конституционного закона). Они есть у всех кандидатов.
Их функция – оказание помощи кандидатам в проведении избирательной кампании, ведение предвыборной агитации.
Им может быть только гражданин Казахстана.
Он регистрируется конкретной избирательной комиссией по его же заявлению. После чего ему выдается удостоверение.
Наблюдатели и доверенные лица обладают одинаковыми правами, а именно:
— с момента голосования и подсчета голосов избирателей находиться по одному наблюдателю и доверенному лицу на избирательном участке, где они зарегистрированы;
— присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, обжаловать их решения, действия (бездействие) или ее членов в вышестоящую комиссию или суд;
— делать фото-, аудио — и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов.
При этом свои замечания они должны основывать на документированных, действительных и поддающихся проверке фактах.
Другие права наблюдателей и доверенных лиц прописаны в Конституционном законе (пункт 8 статьи 20, пункт 2 статьи 20-1).
Права иностранных наблюдателей детально отражены в статье 20-2 Конституционного закона.
Это — доступ на избирательные участки при голосовании и подсчете голосов, информирование членов избирательных комиссий об установленных нарушениях, выступления с заявлениями и другие.
Эти нормы предоставляют наблюдателям и доверенным лицам достаточные гарантии для эффективного исполнения ими своих полномочий.
Хотел бы обратить внимание, что за воспрепятствование их законной деятельности предусмотрена административная ответственность по статье 126 КоАП (штраф 30 МРП).
*****
Но наряду с правами, Конституционный закон (статьи 20-1, 20-2) налагает на наблюдателей, а также на доверенных лиц, ряд обязанностей, несоблюдение которых влечет для них правовые последствия.
Они обязаны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность и полномочия, а иностранные наблюдатели — документы, удостоверяющие их личность и аккредитацию.
Не должны вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов, принятия решений избирательной комиссией. В целом, они обязаны не предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.
Обязаны выполнять требования Председателя конкретной избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке.
Как ранее отмечено, наблюдатели и доверенные лица вправе делать фото-, аудио-и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов.
При этом реализация данного права не может посягать на гарантированные Конституцией права и свободы человека, на принцип соблюдения тайны голосования.
Никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия (статья 145 ГК).
При этом следует учитывать требования статьи 14 Закона «О средствах массовой информации» (п.1-1), согласно которым такого согласия не требуется, если распространяемая в СМИ информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица.
Защита конфиденциальных данных гражданина (номер ИИН, ФИО и др.) гарантирована Законом «О персональных данных и их защите».
Таким образом, фото-, аудио- и видеозапись, равно как и наблюдение, должно производиться только с учетом защиты тайны голосования, списка избирателей и их персональных данных. Использование изображения граждан при их публичном распространении допускается после получения от них согласия.
Нарушение данных требований влечет адмнаказание по статье 79 КоАП (нарушение законодательства о персональных данных и их защите) или уголовную ответственность по статье 147 УК (нарушение неприкосновенности частной жизни и персональных данных), если причинен существенный вред.
В случае нарушения наблюдателями действующего законодательства, соответствующая избирательная комиссия вправе отменить регистрацию наблюдателя и удалить его из помещения.
Если нарушения допущены иностранным наблюдателем, то Центральная избирательная комиссия по представлению соответствующей избирательной комиссии вправе отозвать его аккредитацию.
Уверен, что наблюдатели и доверенные лица реализуют свои права без нарушений закона.
Вместе со всеми участниками электоральной кампании мы сможем обеспечить законность проведения ответственного, важного и значимого для нашей страны мероприятия.