STEAM-образование — системный подход к обучению, которому все чаще пророчат славу «образования будущего». Известный бизнес-тренер и маркетолог, эксперт по стратегическому мышлению Аркадий Цукер поделился своим мнением о новых трендах в образовании и о рисках, которые могут повлиять на его развитие в Казахстане. Об этом сообщает Optimism.kz со ссылкой на Tengrinews.kz.
По словам спикера, сегодня в силу многих причин человек по-другому начинает относиться к своей профессиональной и социальной карьере.
«До недавнего времени образование мы рассматривали как начало карьерной лестницы, человек должен был получить некоторый фундамент или, образно говоря, встать на ступеньку, по которой дальше идти в вуз, а потом начинать свою профессиональную карьеру, желательно работать на одном месте и в одной специальности… Сейчас карьера перестает быть лестницей, а становится путешествием. Человек будет менять как сферы своей профессиональной деятельности, так и места, проекты, звания, статусы и должности. В основу нового понимания построения карьеры приходит принцип «работаю не там, где знаю и понимаю, а работаю там, где интересно, там, где меня ценят, там, где для меня много смысла». Все говорят о проблемах современной молодежи, что есть высокая текучка, они нигде долго не задерживаются и так далее. Почему? Потому что они работают там, где интересно. Как только потеряли интерес, они что делают? Ищут новую работу. А что это означает для нас? Как минимум то, что функция образования теперь совершенно иная. Образование должно давать не монофундамент, а универсальный фундамент, при котором человек готов будет освоить любую специальность быстро и при этом на высоком качественном уровне. Образование должно давать возможность приносить профессиональную пользу быстро, как минимум пока не утратился интерес», — отметил эксперт.
Также Аркадий Цукер много говорил о том, что ведущей компетенцией современного успешного человека в ближайшее время будет являться, и уже является, толерантность к неопределенности.
«То есть, способность хорошо чувствовать себя в ситуации нестабильности, когда все быстро меняется, когда исчезает то, что казалось незыблемым и неизменным, и вот эта быстрая смена порядка вещей становится как раз устойчивой. Образование должно учить поиску точки устойчивости в себе, точки равновесия в себе. Образование должно готовить «неваляшек», — пояснил он.
Спикер уверен, что STEAM образование как раз отвечает этим трендам.
«Оно сразу дает интеграционный фундамент, который позволяет с одной стороны, получить фундамент переключения на любые профессии, специальности, быстро освоить любую технологию, а с другой стороны, так как STEAM построен через опыт, и нет ни одного теоретического знания, которое не проверяется на опыте, — позволяет человеку обрести ту самую внутреннюю устойчивость (а ведь устойчивость как раз и формируется только тогда, когда мы совершаем прыжок из теории в опыт). Иными словами, STEAM сегодня один из самых прогрессивных концептов развития образования в мире», — подчеркнул он.
Аркадий Цукер добавил, что прогресс в культуре и образовании очень легко погубить, спрятавшись за красивый псевдо-лозунг «Сохранение традиций».
«Здесь очень важный момент: новое — не против традиций. Новое, как раз существует только потому, что традиции трансформируются. Мы звоним и фотографируем друг-друга, потому что у нас все равно есть традиция связи, есть традиция общения. Она не поменялась. Просто смартфон открыл много возможностей. Мы можем видеть друг-друга и разговаривать. То же самое здесь: хороший, качественный STEAM не перебивает традицию качественного образования, он просто создает новые возможности качественного образования».
По словам Аркадия, есть несколько возможностей более эффективно развивать STEAM образование в педагогическом сообществе.
«Во-первых, им (учителям, экспертам, тренерам — прим.) уже очень помогает то, что команда Caravan of Knowledge делает такую продуманную и полную систему мероприятий. Если бы они этого не делали или делали бы хотя бы на одно действие меньше, такого резонанса не получилось бы. Поэтому как минимум, очень важно поддерживать то, что уже сейчас делается.
Второе, очень важное — это увеличение методических материалов, помогающих учителям обойтись минимумом средств, то есть внедрять STEAM с минимальным количеством финансовых вложений. Потому что не все школы, не все родители могут найти такие средства. STEAM может работать как в специально оборудованной лаборатории, так и реализовываться просто через вовлечение в природную и городскую среду, которая сама представляет собой огромную лабораторию практики», — делится он.
По словам эксперта, учителя не верят в быструю технологизацию знаний, по крайней мере, на данной ступени. Поэтому, как считает Аркадий, важно поменять ступени. В этом и может быть казахстанская модель STEAM образования.
«В западных странах идет сначала технологизация, а потом работа со средой… Мне кажется, что ваша модель — это работа со средой, и потом только с возможным выходом в технологизацию… Я бы подкреплял STEAM гуманитарным компонентом и обучением мышлению. Этими двумя инструментами можно сначала поддержать учителей, потом эти элементы можно также начать использовать для обучения детей, и за счет этого можно достаточно быстро прийти к модели целостного и гармоничного образования соответствующего новой эпохе», — подчеркнул он.
Аркадий добавил, что казахстанская модель образования за счет реализации STEAM может стать более целостной, более органичной и более полезной в в целом для страны, которая находится в интенсивном режиме развития.
«Казахстанская модель может включать в себя гуманитарный компонент и расширенный компонент софт-скилл и мышления, с одной стороны. И второй момент, это изменение траектории развития: сначала STEAM, который ориентирован на интегрированную, межпредметную работу с окружающей средой, а затем уже технологичный STEAM, который требует серьезных вложений в лабораторное оборудование. Это казахстанская модель развития STEAM», — считает спикер.
Говоря о дорожной карте, Аркадий Цукер резюмировал, что в ней должны быть добавлены элементы, поощряющие или стимулирующие развитие средового STEAM.
В сентябре в столичном Дворце школьников прошел первый в Казахстане фестиваль науки, искусства и технологий PRO.NRG FEST.
Фестиваль объединил на одной площадке молодых ученых, популяризаторов науки, педагогов-новаторов, которые продвигают в Казахстане STEAM образование. В рамках фестиваля учителя, казахстанские и иностранные спикеры рассказали и продемонстрировали как можно преподавать науку в средней школе в интересной форме.
Среди спикеров фестиваля были представители научного и образовательного сообщества из таких стран, как Франция, Италия, Таиланд, Великобритания, США, Литва, Чехия, Россия и Казахстан. Особо можно отметить Улана Усенова, популярного учителя химии в TikTok, который показал, как круто и интересно рассказывать детям про науку.
Мероприятие состоялось при поддержке Министерства просвещения и компании «Шеврон».