Часто при посещении объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания мы не видим информацию, которая должна быть предоставлена к сведению потребителя.
Какая информация должна быть в обязательном порядке на информационных стендах (буклетах) и предусмотрена ли ответственность за отсутствие требуемой информации?
В 2022 году в Северо-Казахстанской области по обращениям физических и юридических лиц было проведено три внеплановые проверки, касающиеся вопросов отсутствия обязательной информации на объектах торговли. По результатам проверки все субъекты предпринимательства были привлечены к административной ответственности за нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей.
Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей» установлено, что продавец (изготовитель, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя свое наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на казахском и русском языках, соответствующую требованиям Закона Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан», в месте реализации товара (выполнения работы, оказания услуги).
Также продавец (изготовитель, исполнитель) обязан в месте реализации товара (выполнения работы, оказания услуги) размещать контактные данные (адрес и номер телефона) уполномоченного органа и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, а также информацию о праве потребителя обратиться к ним или в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов. В случае, если продавец (изготовитель, исполнитель) является членом (участником) саморегулируемой организации, информация об этом подлежит обязательному размещению в месте реализации товара (выполнения работы, оказания услуги).
Эта информация необходима, чтобы потребитель знал, к кому он может пожаловаться в случае нарушения своих прав персоналом или руководством объекта торговли или предоставления услуг.
Законом установлено право потребителя на защиту прав и законных интересов. Потребитель, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю), в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора, а также в суд для защиты его нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленном Законом.
Контактные данные территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров размещены на официальном интернет—ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.
Ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей
Неисполнение предпринимателем обязанностей по размещению на казахском и русском языках информации о контактных данных продавца (изготовитель, исполнитель), уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, а также информации о праве потребителя обратиться к ним за восстановлением своих нарушенных прав и законных интересов, является нарушением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей, за совершение которого согласно подпункту 1) части 5 статьи 190 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность в виде «предупреждения».
В соответствии с частью 6 статьи 190 КРКоАП, если деяние совершается повторно в течение года после наложения административного взыскания за подобное нарушение, то это влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
Особенности оформления потребительского уголка
Законодательством не установлено в какой форме должен быть оформлен потребительский уголок. Как показала практика, удобным считается установка информационного стенда, в котором есть специальные кармашки под документы. Более простой вид – информационная папка, состоящая из прозрачных файлов. Ее можно тоже повесить на стене, особенно если места для установки стенда в заведении не так много. В папке легко помещается тот же объем информации, что и на стенде.
В отношении места размещения потребительского уголка тоже нет каких-либо ограничений. Основное условие – каждый потребитель должен иметь возможность изучить предоставленную информацию.
При этом желательно учитывать следующие правила по расположению потребительского уголка:
— наглядность и доступность;
— актуальность предоставляемых данных;
— удобный подход.
Кроме вышеуказанной обязательной информации в потребительском уголке рекомендуется размещать информацию по условиям обмена или возврата товара, прейскуранты цен на предоставляемые услуги и другую необходимую для потребителя информация.
Таким образом, если сделать потребительский уголок содержательным и оформить его в соответствии с требованиями законодательства, то он может стать частью имиджа ответственного и законопослушного предпринимателя.