Казахстан показывает самый высокий уровень соответствия стандартам безопасности полетов среди стран СНГ. По словам министра индустрии и инфраструктурного развития Марата Карабаева, этот показатель составляет 82%.
К слову, сегодня на заседании Правительства был рассмотрен вопрос развития гражданской авиации. С докладами по теме выступили глава Мининдустрии Марат Карабаев, гендиректор Авиационной администрации Казахстана Каталин Раду, а также президенты авиакомпаний «Air Astana» Питер Фостер и «SCAT» Владимир Денисов.
Итак, как отметил М. Карабаев, сегодня основные показатели отрасли гражданской авиации демонстрирует стабильный рост. По итогам прошлого года отечественными авиакомпаниями перевезено 11 млн пассажиров, что на 17% больше в сравнении с 2021 годом. Динамика роста сохраняется и в этом году.
Высокими темпами растет авиатранзит.
«В текущей обстановке Казахстан становится более привлекательным для транзитных полетов. Объем обслуженных полетов за 2022 год составил 410 тыс. самолетов, что на 90% превышает показатель 2021 года», — сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития.
Согласно Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан, до 2030 года основной стратегической задачей отрасли является обеспечение безопасности полетов и создание благоприятных условий для развития транзитного потенциала страны.
Развитие отрасли гражданской авиации ведется по трем направлениям:
первое — обеспечение безопасности полетов;
второе — развитие маршрутной сети;
третье — развитие инфраструктуры.
Обеспечение безопасности полетов
Как уже говорилось выше, уровень соответствия стандартам безопасности полетов Казахстана составляет 82%. Согласно рейтингу, наша страна стоит на одном уровне с Данией и Польшей.
«Для обеспечения непрерывности роста уровня безопасности в 2019 году кардинально реформирована система гражданской авиации на основе европейской модели. Создана Авиационная администрация Казахстана, которой на законодательном уровне переданы контрольно-надзорные функции в сфере гражданской авиации», — сказал М. Карабаев.
- Парк воздушных судов, контроль и надзор
С момента создания данной организации было проведено 934 проверки и сертификаций. Также было выдано около 1500 разрешительных документов для выполнения полетов.
Приостановлены или отозваны сертификаты эксплуатантов у 7 авиакомпаний, которые не соответствовали сертификационным требованиям и создавали угрозу безопасности полетов, а также временно приостановлена эксплуатация взлетно-посадочной полос у 7 аэропортов.
Сегодня в Государственном реестре гражданской авиации РК состоит 915 воздушных судов. Деятельность осуществляют 55 казахстанских эксплуатанта. В регулярных пассажирских перевозках задействовано 90 cамолетов 5 авиакомпаний.
С момента внедрения новой модели отмечается существенное снижение числа авиапроисшествий.
Развитие маршрутной сети
- Развитие внутренней сети
Внутренний рынок авиаперевозок полностью либерализован, т.е любая казахстанская авиакомпания может выполнять полеты по внутренним маршрутам в соответствии с имеющимся спросом без ограничений.
В настоящее время внутренние авиаперевозки осуществляются 5 казахстанскими перевозчиками. В неделю выполняется 706 рейсов по 56 внутренним авиамаршрутам.
«В целях улучшения доступности полетов и развития внутреннего туризма применяется субсидирование авиамаршрутов. На текущий год из Республиканского бюджета было выделено 7,2 млрд тг для субсидирования 23 авиамаршрутов в 7 областях. Приоритет отдается внутренним туристским дестинациям», — отметил министр индустрии.
- Развитие международной сети
Для развития международных пассажирских авиаперевозок с 2017 года внедрен режим «open sky». Ежегодно открываются новые международные маршруты.
На сегодняшний день международные перевозки выполняются в 27 стран по 103 авиамаршрутам 3 отечественными и 26 иностранными авиакомпаниями, что выше допандемийных показателей. В текущем году планируется открыть 18 международных маршрутов, из них 9 уже открыто.
До конца года ожидается открытие еще 9 новых международных маршрутов в Доху, Куала-Лумпур, Анкару, Карачи, Лахор, Джидду, Маскат, Прагу и Тель-Авив. До 2025 года планируется открытие рейсов в гг. Мумбай, Гонконг, Вена, Токио, Сингапур, Нью-Йорк и другие.
Развитие инфраструктуры
Для обслуживания транзитных рейсов, повышения уровня безопасности полетов в соответствии со стандартами ИКАО и качества обслуживания в отечественных аэропортах планомерно ведутся работы по модернизации инфраструктуры воздушного транспорта. Всего за годы независимости проведена реконструкция и строительство взлетно-посадочной полосы в 22 аэропортах, а также реконструкция и строительство пассажирских терминалов в 16 аэропортах.
В прошлом году реализовано 5 проектов, в частности, реконструкция терминалов в аэропортах Уральска и Костаная, взлетно-посадочных полос в аэропортах Усть-Каменогорска, Ушарала, Урджара.
В этом году реализуются 4 проекта в городах Алматы, Шымкент, Кызылорда и Костанай.
Также в соответствии с поручением Главы государства прорабатывается вопрос проведения реконструкции ВПП аэропорта г. Павлодара, рулежной дорожки и перрона аэропорта г. Балхаша.
Но и есть ряд факторов, сдерживающих развитие гражданской авиации. О каждом рассказал Марат Карабаев.
Так, основным сдерживающим фактором развития гражданской авиации является дефицит авиатоплива на внутреннем рынке и его высокая стоимость.
По этой причине отечественные аэропорты теряют конкурентоспособность перед аэропортами соседних стран в привлечении и обслуживании транзитных компаний, что негативно сказывается на транзитном потенциале Казахстана. Из-за нестабильной ситуации на рынке авиатоплива авиакомпании не могут удовлетворить растущую потребность в открытии новых международных рейсов.
«Производственные мощности отечественных НПЗ не покрывают потребность в авиатопливе, в связи с чем приходится импортировать топливо из Российской Федерации. Для системного решения данной проблемы необходимо увеличение ежегодного объема производства авиатоплива, что позволит исключить дефицит на внутреннем рынке и зависимость от импорта», — сказал глава Мининдустрии.
Второй сдерживающий фактор — дефицит высококвалифицированных кадров. В настоящее время в отрасли работают порядка 20 тыс. человек.
До 2025 года потребность в дополнительных кадрах будет расти еще. В республике действует единственное для отрасли высшее учебное заведение осуществляющее подготовку кадров в Казахстане и странах Центральной Азии. Однако выпускники Академии не востребованы по причине несоответствия стандартам ИКАО и другим международным требованиям в области подготовки специалистов. Поэтому основные авиапредприятия вынуждены осуществлять подготовку кадров самостоятельно.
«Для решения вопроса дефицита кадров и повышения уровня востребованности наших студентов мы совместно с Министерством науки и высшего образования прорабатываем вопрос кардинального реформирования системы подготовки специалистов для отрасли гражданской авиации с переходом на европейские стандарты, а также приведения процесса обучения к передовым стандартам ИКАО», — добавил министр индустрии.
Третий фактор – недостаток должной инфраструктуры.
Ненадлежащее состояние аэродромных покрытий является сдерживающим фактором развития и напрямую влияет на безопасность полетов.
Так, например, действующая взлетно-посадочная полоса в столичном аэропорту введена в эксплуатацию 20 лет назад (в 2003 году). До настоящего времени проводился лишь текущий ремонт аэродромных покрытий. Их состояние на сегодняшний день является предельно критическим, так как просрочено уже 2 межремонтных срока. Разработана проектно-сметная документация по проекту «Капитальный ремонт и модернизация инфраструктуры аэропорта г. Астаны и получено положительное заключение РГП «Госэкспертиза». Осуществляется подготовка документации для формирования бюджетной заявки. В целях ускорения данной работы ведется проработка с Министерством финансов.
Также затянулось строительство нового терминала аэропорта Шымкента. Срок ввода в эксплуатацию был определен на первое полугодие 2020 года. Однако из-за ряда причин, связанных с судебными разбирательствами и с несвоевременным выделением земельного участка, строительство ведется уже более четырех лет. Акимату города необходимо в текущем году принять все необходимые меры по завершению проекта, а именно ускорить проведение экспертизы оценки и провести процедуры по передаче земельного участка.
Что касается незаконной застройки приаэродромных территорий, то в ходе проведения проверки Генеральной прокуратурой выявлено, что в границах санитарно-защитной зоны аэропортов местными исполнительными органами предоставлено порядка 1,2 тыс., на которых возведено свыше 900 строений. Есть также факты возведения свыше 100 тыс. различных объектов без согласования комиссий аэропортов в пределах приаэродромной территории.
Наиболее критическая ситуация с незаконной застройкой наблюдается в городах Алматы, Шымкент, Атырау и Актобе.
В целях установления четких требований по использованию приаэродромных территорий введены поправки в части порядка предоставления прав на земельные участки, расположенных на приаэродромной территории.
Авиационная администрация Казахстана наделена компетенцией по выдаче разрешения на деятельность, представляющей угрозу безопасности полетов. Со стороны местных исполнительных органов необходимо принятие действенных мер по соблюдению требований законодательства при выдаче земельных участков на приаэродромной территории и принятие соответствующих мер по ранее возведенным незаконным строениям.
Далее выступил генеральный директор Авиационной администрации Казахстана Каталин Раду. Он рассказал о проводимой работе и планируемых мероприятиях.
Первое, что отметил г-н К. Раду, это то, что международное авиационное сообщество, эксперты ИКАО и Европейской комиссии положительно высказываются о внедряемых подходах управления отраслью гражданской авиации в Казахстане. Так, в ходе визита в марте т.г. председатель Комитета по безопасности полетов Еврокомиссии дал позитивную оценку реализуемой модели управления гражданской авиации и прогрессу достигнутому за последние полтора года.
«Мы начали работу в рамках трехстороннего соглашения с Ирландскими авиационными властями и Европейским агентством авиационной безопасности (EASA) по техническому сотрудничеству и наращиванию человеческого потенциала. Сотрудничество позволит повысить уровень безопасности полетов и эффективно подготовиться к предстоящим проверкам Федеральной авиационной администрации США и ИКАО. Также с целью укрепления международного сотрудничества мы начали сотрудничество с корпорацией «Боинг» по повышению уровня безопасности полетов», — сказал Каталин Раду.
В целом, по его словам, Авиационная администрация Казахстана поддерживает интересы отрасли, сотрудничая с ведущими международными авиационными ассоциациями, такими как Международный совет аэропортов (ACI Europe и ACI World) по аэродромам, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) по безопасности полетов, авиационной безопасности и качеству обслуживания пассажиров.
Также организация активно работает с ИКАО на различных площадках. В прошлом году представитель Казахстана был избран заместителем председателя специальной группы ИКАО по авиационной безопасности в регионе Европы. В результате тесного сотрудничества с ИКАО есть перспектива достичь соответствие стандартам ИКАО до 90%.
Сегодня в штате Авиационной администрации насчитывается более 100-120 авиационных инспекторов. Уровень безопасности полетов, по результатам аудита ИКАО, соответствует уровню развитых европейских стран.
В ближайшее время компания планирует продолжить работу с экспертами EASA и IAA по оказанию технической помощи ААК в вопросах внедрения европейских стандартов безопасности полетов. Осенью ожидается технический визит экспертов Еврокомиссии по вопросам безопасности полетов.
По словам Каталина Раду, продолжится подготовка к аудиту FAA по безопасности полетов для запуска прямых рейсов в США. Параллельно ведется работа по подготовке к аудиту ИКАО.
«В дальнейшем мы также будем укреплять региональное лидерство авиационных властей и качественное международное присутствие. Мы только что запустили две региональные инициативы. Одну по авиационной безопасности – Координационную группу AVSEC (6 государств) и одну по управлению гражданской авиацией – ЕврАзиатскую конференцию гражданской авиации (10 государств), позиционируя Казахстан как лидера гражданской авиации в регионе. Также планируется начать цифровизацию бизнес-процессов для повышения эффективности и результативности обеспечения безопасности полетов и пассажиров. Кроме того, запущена новая модель финансирования, которая также соответствует лучшей международной практике и стандартам ИКАО для достижения финансовой автономии авиационных властей», — сказал гендиректор Авиационной администрации.
О производственных показателях авиакомпании «SCAT» рассказал Владимир Денисов.
Так, по итогам 2022 года компанией было перевезено порядка 3 млн пассажиров. По результатам же I кв. т.г. SCAT уже перевез около 1 млн пассажиров. Такой значительный прирост — яркое отражение верной политики страны в отношении отмены регулирования стоимости авиаперевозок.
Административное регулирование цен позволило компании войти в свободную конкуренцию, расширить рейсовую структуру, предложить более гибкую систему тарифов. Вкупе с возросшей после пандемии деловой активностью населения это дало видимое увеличение спроса на авиаперевозки.
Быстрорастущий флот авиакомпании — тема достойная отдельного внимания. Период пандемии внес коррективы в заключенные ранее контракты на поставку судов. Некоторые поставки были осуществлены с большими задержками, что не могло не отразиться на реализации планов компании. Несмотря на это сегодня SCAT — это авиаперевозчик с самым быстрорастущим флотом в Казахстане.
«В 2022 году мы пополнили флот семью новыми воздушными судами. С начала этого года флот SCAT дополнили еще две новые машины. Сейчас парк самолетов компании состоит из 36 воздушных судов. В этом году мы ожидаем прибытие еще четырех самолетов. А к 2030 году, согласно составленному плану расширения и обновления парка воздушных судов авиакомпании, флот SCAT будет состоять из 52 машин. В том числе двух дальнемагистральных Dreamliner-787», — проинформировал В. Денисов.
Большого внимания заслуживает строительство терминала в аэропорту Шымкента, в котором SCAT выступает в качестве инвестора. Общий объем инвестиций составляет порядка 59 млрд тенге. Площадь нового терминала – 39 000 м2. Размер вложенных инвестиций – 18 млрд, стоимость проекта – 20,5 млрд тенге. Планируемый пассажиропоток – 5 млн пассажиров в год, пропускная способность – 2000 пассажиров в час.
По словам президента авиакомпании, все так же остро стоит вопрос о задержке со стороны акимата города Шымкента передачи земельного участка под строительство перрона и галерей для телетрапов. Это стало причиной переноса сроков ввода объекта в эксплуатацию. На базе нового терминала компания планирует создать крупный аэропортовый комплекс, в который наряду с новым инновационным терминалом войдут:
- строительство ангара с приангарной площадью в целях организации инженерно-авиационного центра для проведения всех видов обслуживания ВС Boeing, с возможностью одновременного размещения 6 ВС площадью 54 000 м².
Это позволит проводить техническое обслуживание в Казахстане, избегая длительного ожидания очередей в иностранных центрах, и вывода средств за пределы РК. К тому же это позволит увеличить налоговые отчисления в бюджет государства. Стоимость проекта – 4 млрд тг.
- строительство второй взлетнопосадочной полосы.
Размеры полосы — длина 3100 м, ширина 60 м. Стоимость проекта – 14 млрд тг.
- реконструкция существующего перрона. Площадь – 90 000 м². Стоимость проекта 2,7 млрд тг.
строительство нового перрона с увеличением до 40 мест стоянок ВС.
Стоимость проекта – 4,5 млрд тг.
- строительство авиационного учебного центра с тренажерным комплексом.
Площадь – 11 800 м². Стоимость проекта – 4,5 млрд тг
- строительство цеха бортового питания.
Площадь – 3000 м². Стоимость проекта – 1 млрд тг.
- строительство и оснащение автобазы спецтранспорта
Площадь – 3000 м². Стоимость проекта – 2,5 млрд тг.
- строительство грузового терминала с возможностью обслуживания 4 грузовых рейсов одновременно.
Площадь – 15000 м². Стоимость проекта – 4 млрд тг.
- строительство гостиничного комплекса для пассажиров
Площадь – 8900 м². Стоимость проекта – 4 млрд тг.
- строительство крытого паркинга для пассажиров.
Площадь – 5000 м². Стоимость проекта – 1,5 млрд тг.
В завершении выступления Владимир Денисов поделился планами компании о расширении маршрутных сетей и запуске новых направлений. Так, в настоящий момент SCAT выполняет более 52 внутренних и 120 международных полетов. В планах авиакомпании к 2030 году увеличить количество внутренних маршрутов как минимум до 84 направлений, а международных — до 150.
К 2030 году SCAT планирует выполнять рейсы из Казахстана в города Японии, Монголии, Ирана, Иордании, Египта, Марокко, Тайланда, Вьетнама, Индонезии, Мальдивских Островов, Южной Кореи, Шри-Ланки, Саудовской Аравии. ОАЭ, Турции, Танзании, Литвы, Мексики, Канады, США, Кипра, Польши, Франции, Великобритании, Туниса, Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана, Германии, Таджикистана, Беларуси, Болгарии, Украины, Греции, Испании, Австрии, РФ, Италии, Индии, Пакистана и Китая. Прогнозируемый пассажиропоток SCAT к 2030 году – 8 млн пассажиров.