Фото: МЧС РК
Как известно одними из основных служб, обеспечивающих безопасность на опасных производственных объектах являются профессиональные аварийно-спасательные службы в области промышленной безопасности (далее – ПАСС ОПБ), а также профессиональные объектовые аварийно-спасательные службы в области промышленной безопасности (далее – ПОАСС ОПБ).
Так, в силу подпункта 18) пункта 3 статьи 16 Закона «О гражданской защите» организации, имеющие опасные производственные объекты и (или) привлекаемые к работам на них, обязаны заключать с ПАСС ОПБ договоры на проведение профилактических и горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных работ на опасных производственных объектах либо создавать ПОАСС ОПБ.
Требованиями действующих нормативных правовых актов (приказ Министра внутренних дел РК от 15 января 2015 года № 21, приказ Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 27 июля 2021 года № 360) определены требования по оснащению данных служб.
Однако в силу того, что действующим законодательством не определено право подтверждения аварийно-спасательного оборудования, на практике лица претендующие на получение свидетельства на право проведения на опасном производственном объекте горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных работ прилагают договора аренды имущества.
В свою очередь, при обслуживании организаций, владеющих и (или) эксплуатирующих опасные производственные объекты, ПАСС ОПБ осуществляют ряд работ (аварийно-спасательные работы; профилактические работы; технические работы) обеспечивающие предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, оказание экстренной медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации (Закон «О гражданской защите» и Приказ Министра по инвестициям и развитию РК от 30 декабря 2014 года № 347).
Согласно статьи 26 Закона РК «О гражданской защите», деятельность профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований носит особый характер, влечет неукоснительное выполнение работниками приказов и распоряжений руководителей этих служб.
Таким образом, из содержания отмеченных нормативно-правовых актов установлено, что ПАСС ОПБ обязаны быть оснащены специальной и спасательной техникой, для незамедлительного оказания аварийно-спасательных, профилактических, технических работ.
Учитывая, возможные необратимые последствия, как для окружающей среды, так и населения от несвоевременного оказания услуг ПАСС ОПБ и ПОАСС ОПБ необходимо внести изменения в Закон
«О гражданской защите» в части оснащения последних, аварийно-спасательным имуществом на праве собственности.
Кроме того, согласно действующим нормативным правовым актам ПОАСС ОПБ в целом не подлежат аттестации, несмотря на то, что последние, как и ПАСС ОПБ наделены соответствующими полномочиями на проведение на опасном производственном объекте горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных работ.
При этом как известно введение требования по аттестации ПОАСС ОПБ обеспечивает повышение уровня безопасности на предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
Более того без аттестации ПОАСС ОПБ нет гарантии того, что организация имеет персонал и аварийно-спасательное имущество для эффективного реагирования на аварийные ситуации, а также их локализации и ликвидации.
В этой связи, считаем необходимым внести изменения в Закон «О гражданской защите» в части аттестации ПОАСС ОПБ.
В целях всестороннего рассмотрения и выработки консолидированной позиции по данным проектам предлагается обсуждению с представителями общественности и заинтересованными лицами, которое запланировано 20 июля т.г. в 11-00 часов, в режиме «zoom» (конт. тел.: 24-87-45, 27-40-19).
