Права потребителей в Казахстане: новые законодательные изменения

Фото: Gov

Министр торговли и интеграции РК Арман Шаккалиев провел пресс-конференцию, на которой рассказал о стратегии ведомства в сфере защиты прав потребителей. За 9 месяцев текущего года количество обращений граждан по вопросам нарушений в торговле превысило показатель аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщает Optimism.kz.

Министр торговли и интеграции РК Арман Шаккалиев провел пресс-конференцию, на которой сообщил о стратегии ведомства в области защиты прав потребителей, передает Optimism.kz.

За 9 месяцев текущего года количество обращений граждан по вопросам нарушений в торговле превысило показатель аналогичного периода прошлого года и составило около 33 тысяч случаев.

Наибольшее количество жалоб было получено в следующих сферах: розничная торговля (37%), электронная торговля (20%), бытовые услуги (10%), ЖКХ (6,9%), услуги связи (5%).

Эти данные свидетельствуют о повышении потребительской культуры и правового сознания с одной стороны, а с другой стороны о росте недобросовестной предпринимательской деятельности.

Министр отметил, что МТИ РК постоянно следит за потребительскими настроениями и корректирует свою торговую политику в соответствии с ними.

В результате социологического опроса было выявлено, что в прошлом году 31% опрошенных столкнулись с нарушением сроков годности и норм хранения продуктов питания, 24% были недовольны качеством товаров, 19,2% жаловались на отсутствие требуемой по закону информации о продуктах питания.

Для интеграции деятельности общественных объединений в интересах защиты потребительского рынка МТИ создал Ситуационный штаб, в состав которого вошли представители профильных госорганов, добросовестных субъектов бизнеса и общественных объединений потребителей.

Было проведено исследование порядка 68 видов импортной продукции, в 19 из них выявлены нарушения норм о безопасности пищевой продукции. Такие нарушения включают несоответствие продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям, заявленным характеристикам и составу товара, а также требованиям по маркировке.

В результате выявленных нарушений были отменены 63 декларации о соответствии пищевой продукции и более 200 документов об оценке соответствия. На недобросовестных субъектов бизнеса были наложены административные штрафы на сумму 147 млн тенге, а в пользу потребителей было взыскано более 800 млн тенге.

Министр предложил запустить новый публичный концепт «Сапалы өнім», для которого уже разработан базовый набор законодательных инструментов и механизмов. Также предусмотрено внесение поправок в Гражданский и Гражданский процессуальный Кодексы РК, в законы о транспорте и туристской деятельности и другие изменения для усиления роли общественных институтов, включая введение института Омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей.

Планируется дать общественным объединениям потребителей право отбора образцов товаров и закупа услуг или работ в рамках общественного мониторинга внутреннего рынка, а также предусмотреть возможность подачи ими исков в защиту неопределенного круга лиц.

Эти меры будут способствовать эффективному правовому регулированию на потребительском рынке, обеспечению социальной стабильности и росту социальной защищенности граждан.

Заключение

Министр торговли и интеграции РК Арман Шаккалиев провел пресс-конференцию, на которой он рассказал о стратегии ведомства по защите прав потребителей. За 9 месяцев текущего года количество обращений граждан по вопросам нарушений в торговле превысило показатель прошлого года и составило 33 тысячи случаев. Наибольшее число жалоб наблюдается в сферах розничной торговли, электронной торговли, бытовых услуг, ЖКХ и услуг связи. Эти показатели свидетельствуют как о повышении потребительской культуры и правового сознания, так и о росте недобросовестной предпринимательской деятельности. Министр отметил, что МТИ РК на постоянной основе отслеживает потребительские настроения и коррелирует с ними торговую политику. Для интеграции деятельности общественных объединений в интересах защиты потребительского рынка, был создан Ситуационный штаб. В рамках его работы были исследованы различные виды импортной продукции и выявлены нарушения нормативов о безопасности пищевой продукции. Количество наложенных административных штрафов и взысканная сумма в пользу потребителей свидетельствуют о реализации мер по защите прав потребителей. В целях дальнейшей защиты потребителей в Казахстане предлагается запустить новый публичный концепт «Сапалы Өнім», который предусматривает введение ряда изменений в законодательство и механизмы защиты прав потребителей. Реализация этих мер будет способствовать эффективности правового регулирования на потребительском рынке и социальной защищенности граждан.

Exit mobile version