КАЗАХСТАН И РОССИЯ — КАК ЛЮДИ ВЫБИРАЮТ РАБОТУ 

Фото:Optimism.kz ai

Исследование восприятия бренда работодателя TheTalentist показало различия и схожие черты в поведении работников и компаний в обеих странах

В 2023 году стаффинговая группа ANCOR запустила исследование The Talentist в нескольких странах своего присутствия, в том числе, в России и Казахстане. В Казахстане информационным партнером исследования выступил форум Human Capital Days, в России партнером по проведению опроса стала президентская платформа «Россия — страна возможностей».

Критерии выбора работодателя у казахстанцев и россиян оказались очень близки друг к другу. Например, для жителей Казахстана топ-3 фактора при выборе работодателя: хорошая заработная плата -85%, финансовая стабильность – 78%, гарантии долгосрочной занятости – 67%. Для жителей РФ результаты оказались примерно такими же: хорошая зарплата -81%, финансовая стабильность организации – 75% и гарантии долгосрочной занятости – 65%.

Далее мы видим существенное различие в том, какие отрасли являются наиболее интересными для работы в разных странах – это определялось на основе того, к каким сферам принадлежали компании, выше всего оцененные респондентами. В Казахстане самыми востребованными секторами экономики стали автобизнес и транспорт, а в РФ– ТЭК и ТНП. При этом в обеих странах рейтинг самых привлекательных работодателей возглавили игроки из ТЭК. В Казахстане I место заняла компания Тенгизшевройл, вРоссии– «Газпром». Все победители получили награды TheTalentist.

«В новой реальности, когда работодатели ежедневно сталкиваются с дефицитом кадров, бренд работодателя стал особенно важным и эффективным инструментом, позволяющим привлечь и удержать лучших специалистов на рынке. Во всем мире компании инвестируют большие суммы в создание и развитие собственного уникального HR-бренда. При грамотном подходе эти вложения полностью окупаются, но для формирования адекватной стратегии нужно хорошее знание ситуации на рынке труда и актуальных трендов, понимание потребностей людей. С помощью исследования The Talentist мы смогли четко зафиксировать, как изменилась модель поведения людей в отношении занятости, получили много полезных для компаний сведений о предпочтениях трудоспособного населения в Казахстане и России», — Наталья Щербакова, директор по продажам и маркетингу, ANCOR. 

Итоги двух больших исследований

На рынке обеих стран за последние два года произошли большие изменения, но если прогнозируемой экспертами трансформации казахстанского рынка не произошло, то российскую экономику ждали радикальные преобразования.В обоих случаях бизнес оказался в 2023 в новой реальности, и ее изучение стало обязательным условием для формирования эффективной HR-политики и успешного развития организаций.

Для начала важно понять, что в Казахстане и в Российской Федерации работа в коммерческих корпорациях потеряла свою привлекательность. В Казахстане такой вариант развития карьеры предпочли всего 21% опрошенных, из них: хотели бы работать в международных коммерческих компаниях 14%, в коммерческих компаниях с госучастием 4%, готовы идти в казахстанскую коммерческую организацию всего 3%. В РФ вакансии в коммерческих корпорациях привлекают 23% респондентов: из них работа в коммерческой организации с российским капиталомактуальна для 9%, корпорация с частичным государственным капиталом привлекает 9%, коммерческая структура с иностранным капиталом актуальна для 5%.

При этом хотели бы иметь свое дело в Казахстане – 37%, а в России – 29% участников исследования. Что касается других вариантов ответа, то в Казахстане активно рассматривают самозанятость и работу фрилансером — 15%, ориентированы на госслужбу – 6%, считают лучшим вариантом семейный бизнес – 5%. В России работать в организации с полным государственным капиталом готовы 9%, в органах государственной власти себя видят 7%, размышляют о семейном бизнесе – 5%.  

На обоих рынках ощущается большой дефицит кадров практически в любой отрасли. В Казахстане некоторые эксперты предполагали, что поток мигрантов из России решит эту проблему, однако этого не произошло – большинство приехавших в Казахстан через некоторое время отправилось в другие страны.  Однако компании с сильным брендом работодателя смогли привлечь нужных им специалистов либо на постоянной основе, либо временно для передачи необходимого опыта и навыков локальным сотрудникам. В РФ восстанавливается экономика, активно развивается производство, в том числе военно-промышленный комплекс – потребность в работниках сильно возросла. 

Гигантская корпорация или маленькая компания? 

Исследование показало, что на обоих рынках больше всего людей привлекает идея работы в небольших организациях до 100 человек. В Казахстане так ответили 32%, в России – 33%. Остальные варианты ответов также получили по обеим странам очень похожие цифры. Предпочли коллектив от 101 до 1000 человек – 16% в Казахстане, 21% в России; от 1001 до 5000 человек – 7% в Казахстане, 9% в России; более 5 тысяч – 9% в Казахстане, 8% в России. В целом мы видим, что должность в большой корпорации перестала быть работой мечты для значительной части рынка: кто-то предпочитает небольшие компании, а кто-то вообще не хотел бы работать по найму. Все это возвращает нас к вопросу о том, что работодателям нужно учится больше слышать кандидатов и сотрудников – ведь теперь к крупному бизнесу не пойдут работать исключительно в силу его известности. 

«Известность организации отчасти помогает привлекать нужных специалистов, но этого недостаточно для удержания, так как работа в коммерческой корпорации перестала быть для кандидатов ценностью самой по себе. Большая часть людей мечтает о собственном деле, хочет влиять на бизнес-процессы в организации, и крупным работодателям нужно научится находить компромиссы. Компаниям следует создавать проектные команды, предоставлять сотрудникам больше возможностей и больше ответственности, развивать предпринимательский дух внутри различных отделов, двигаться в сторону партнерских отношений со своими сотрудниками — все это позволит более эффективно привлекать и удерживать ценные кадры», — Наталья Щербакова, директор по продажам и маркетингу, ANCOR.

Как люди выбирают работу? 
Обе страны испытали потрясения за последние два года: январские события и приток мигрантов в Казахстане; уход международных компаний с рынка, санкции, отток мигрантов в России. Эти кризисы укрепили важность базовых ценностей – поэтому распределение критериев выбора работодателя по важности очень похоже. 

На первом месте хорошая зарплата –сказали 85% опрошенных в Казахстане и 81% в РФ; далее следует финансовая стабильность -78% для Казахстана, 75% для РФ; гарантия долгосрочной занятости – 67% для Казахстана, 65% для РФ; приятная рабочая атмосфера 63% для Казахстана, 60% для России. И только последний пункт в топ-5 факторов выбора работы различается. В Казахстане это качественные продукты и услуги, которые важны для 60% людей. В России же на этом месте интересная работа — 55%. По другим критериям работодателя также есть различия в показателях, но они незначительны. 

Подобное распределение критериев выбора работы вполнелогично, но при этом и в Казахстане, и в Россиизначительная часть бизнеса заблуждается в том, что действительно нужно кандидатам и текущим сотрудникам, и по восприятию работников, в коммуникациях делает акцент на иные факторы. Казахстанский бизнес делает упорна финансовую стабильность, использование современных технологий, сильное руководство, хорошую репутацию. А российский бизнес — на использование современных технологий, финансовую стабильность, качественные продукты и услуги, хорошую репутацию, сильное руководство. 

Уйти или остаться?

Подавляющее число респондентов в обеих странах за последние 12 месяцев остались на прежнем месте работы – 74% в Казахстане и 82% в России. А вот те, кто работу сменил, сделали это в силу разных причин. В Казахстане топ-5 поводов: слишком низкая зарплата, отсутствие удовлетворения от своей деятельности, нет возможностей карьерного роста, недовольство руководством компании, чрезмерная нагрузка. Мотивы в России выглядят по-другому: недовольство зарплатой, финансовая нестабильность компании, недостаточные гарантии долгосрочной занятости, отсутствие приятной рабочей атмосферы, неинтересная работа. 


В 2023 году сохраняется дефицит кадров на рынке труда и компании открыты новым людям, но вот сами работники не спешат менять работодателя и могут публиковать резюме и ходить на собеседования с целью исследования рынка труда, не будучи реально готовыми выходить на новую работу. В Казахстане планируют в ближайшее время сменить работу 19%, в РФ – 17%. 

Большое значение имеет поддержка со стороны компании и льготы, которые обеспечивает работодатель (вопрос про льготы был представлен только в казахстанском исследовании). Материальная помощь в трудных ситуациях (82%), дополнительные выходные (81%) и медицинское страхование (80%) вошли в топ-3 пожеланий со стороны респондентов в Казахстане. Далее следовали: компенсация/организация питания (77%), компенсация проезда к месту работы (76%), медицинское страхование членов семьи (74%). 

Что касается общей поддержки со стороны компании, то в Казахстане 21% предпочел бы справляться со сложностями самостоятельно, а вот 62% важны шаги навстречу со стороны работодателя. Сотрудникам хотелось бы выбирать удобный режим работы (33%), помощь в аренде и приобретении жилья (32%), иметь медстраховку (26%), в занятии спортом (21%), помощь в переквалификации (17%).В России цифры похожи: 69% ждут помощи от работодателя, 31% готовы справляться сами. Основные пожелания по поддержке те же: режим работы (34%),медстраховка (32%), жилье (21%), занятия спортом (19%) и переквалификация (18%).

Ищем работу и проверяем работодателей

Каналы поиска работы в странах идентичны. В Казахстане на первом месте по популярности порталы вакансий – о них говорили 60% участников опроса. Далее следуют личные связи (46%), социальные сети (36%), интернет-поисковики (33%), ярмарки вакансий – 13%. Из работных порталов и площадок для объявлений на первом месте Head Hunter – 77%, далее следуют Olx – 51% и Enbek -32%. Социальные сети по востребованности при поиске работы расположились в следующем порядке: Instagram -82%, Telegram – 49%, ВКонтакте — 23%. 

В России также популярны порталы вакансий и доски объявлений – 57%, личные связи и рекомендации – 45%, поиск в интернете – 41%, социальные сети – 23%, государственные службы занятости – 20%.  Что касается топ-3 популярных работных порталов, тут также все стандартно: hh.ru используют 76%, Avito-58%, Rabota.ru-43%. Актуальные социальные сети для поиска вакансий: Vk-86%, Telegram-50%, OK-24%. Топ-3 популярных платформ для фрилансеров и самозанятых: Yandex.Услуги – 67%, Profi.ru-34%, Freelance.ru-33%. 

В Казахстане люди в первую очередь руководствуются мнением друзей и семьи – 38%, далее ищут информацию в интернете – 38%, лично посещают офис компании – 37%, изучают сайты отзывов -35% и порталы с вакансиями – 35%. В РФ же чаще всего проверяют репутацию работодателей через сайты отзывов – 47%, общий поиск в интернете – 39%, через порталы с вакансиями – 30%, обращаются к мнению друзей и семьи – 30%, обращаются к бывшим работникам – 25%. 

В какой сфере и в какой компании вы хотели бы работать? 

Привлекательность отраслей определялась на основе того, как респонденты оценивали представленные в них компании. В Казахстане самыми привлекательными сферами с наиболее известными работодателями сталиавтобизнес и транспорт. В категорию привлекательных, но с менее известными игроками, вошли отрасли добыча и обработка, ТЭК, строительство, машиностроение, товары народного потребления, АПК. Самыми же узнаваемыми, но менее привлекательными были названы финансовые услуги, информация и связь, розничная торговля. В категорию не привлекательных и не очень известных направлений вошли машиностроение, товары народного потребления и агропромышленный комплекс.

В России ситуация похожа, но лишь отчасти. Самыми привлекательными и узнаваемыми отраслями являются ТЭК и ТНП. В категорию привлекательных направлений, но с менее известными игроками, вошли отрасли машиностроения, добычи и обработки, строительства и недвижимости. Известными, но менее привлекательными оказались информация и связь, транспорт, финансовые услуги, розничная торговля. И в категорию не привлекательных и не очень известных направлений вошли здравоохранение, автобизнес, агропромышленный комплекс и индустрия гостеприимства. 


Что касается конкретных компаний, то самыми привлекательными работодателями Казахстана были названы: ТШО, Air Astana и КПО. Также были названы самые привлекательные работодатели по отраслям. А в России в топ-лист самых привлекательных работодателей вошли Газпром и Газпром нефть. 

Казахстан. Рейтинг по отраслям:

• Автобизнес: Астана Моторс, Orbis Auto, Сильвер;

• Добыча и обработка: KAZ Minerals, Алтыналмас, Казатомпром;

• ТЭК: ТШО, КПО, КМГ;

• Строительство: BI Group, Bazis-A, RAMS;

• Транспорт: Air Astana, SCAT, КТЖ;

• Товары народного потребления: Мегаполис-Казахстан, Apple City Corps, RG Brands;

• Информация и связь: Транстелеком, Beeline, Кселл;

• Финансовые услуги: Kaspi.kz, Freedom, Halyk Bank;

• Розничная торговля: Меломан, EVRIKA, Технодом.

Россия. Рейтинг по отраслям: 

• Агропромышленный комплекс – «ЭкоНива-АПК Холдинг»; 

• Индустрия гостеприимства – «Новиков Групп»;  

• Добыча и обработка – «Нижнекамскнефтехим», входит в состав группы СИБУР;  

• Информация и связь – «СберТех»;  

• Машиностроение – «Роскосмос»;  

• Здравоохранение — клиника «Эксперт»; 

• Розничная торговля – Inventive Retail Group; 

• Недвижимость и строительство — «Стройтранснефтегаз»; 

• Транспорт – «Аэрофлот»; 

• Финансовые услуги – «Газпромбанк».

Exit mobile version