Как монополия влияет на стоимость железнодорожных перевозок в Казахстане

Фото: Canva

Агентство по защите и развитию конкуренции РК провело анализ рынков транспортно-экспедиторских услуг и услуг оператора вагонами-зерновозами за 2022 год и январь-май 2023 года. По результатам анализа установлено высокое доминирование АО «Астык Транс» на рынке транспортно-экспедиторских услуг оператора вагонами-зерновозами. Об этом сообщает Optimism.kz.

Агентство по защите и развитию конкуренции РК провело анализы рынков транспортно-экспедиторских услуг и услуг оператора вагонами-зерновозами за период с 2022 года по январь – май 2023 года соответственно, сообщает Optimism.kz.

В результате анализа рынков была обнаружена их высокая концентрация и доминирующее положение АО «Астык Транс» на рынке транспортно-экспедиторских услуг оператора вагонами-зерновозами с долей в 2022 году — 53,0%, в 2023 году — 89,5%.

На данный момент общий парк вагонов – зерновозов данного акционерного общества составляет 10,5 тыс. единиц, из которых половина или 5,1 тыс. принадлежит одной компании.

АО «Астык Транс» создано как совместное предприятие АО «Казтемиртранс» (дочерняя организация АО «КТЖ») и АО «Русагротранс» с передачей вагонного парка КТЖ в количестве 3 тыс. единиц. В 2016 году 50% акций АО «Астык Транс», принадлежавших АО «Казтемиртранс», приватизированы.

В результате анализа были обнаружены факты навязывания транспортно- экспедиторских услуг, необоснованного отказа от заключения договоров, создания дискриминационных условий. Антимонопольное уведомление о прекращении указанных признаков нарушения было исполнено добровольно.

Также были обнаружены барьеры, препятствующие развитию конкуренции. Это отсутствие повышенная нагрузка на железнодорожно-транспортную инфраструктуру; нехватка маневровых и магистральных локомотивов, сниженная пропускная способность.

В целом, по мнению антимонопольного органа, монопольное состояние рынка грузовых железнодорожных перевозок и отсутствие доступа к нему частных перевозчиков снижает инвестиционную привлекательность не только основного рынка грузовых ж/д перевозок, но и смежных с ним товарных рынков (оперирование вагонами, экспедиторские услуги и пр.), обновление и расширение вагонного парка и локомотивов, что отражается на качестве и стоимости услуг.

По выявленным барьерам Агентством совместно с Министерством транспорта будут приняты Дорожная карта по развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках и направлены государственным органам рекомендации для проведения дальнейшей работы. В части процесса приватизации также будут даны рекомендации по дроблению реализуемых активов с целью недопущения создания частных монополий.

Фото: Canva

Заключение

Агентством по защите и развитию конкуренции РК проведены анализы рынков транспортно-экспедиторских услуг и услуг оператора вагонами-зерновозами за период 2022 год и январь – май 2023 года. По результатам анализа установлена высокая концентрация рынка и доминирующее положение АО «Астык Транс», что приводит к негативным последствиям для инвестиционной привлекательности рынка грузовых железнодорожных перевозок и смежных товарных рынков. В связи с этим, будут приняты меры по развитию конкуренции и направлены рекомендации государственным органам для проведения дальнейшей работы.

Exit mobile version