«Невидимое государство»: как реализуются проактивные услуги в Казахстане

Фото: МЦРИАП РК

Состоялась панельная сессия Demo Day с участием всех вице-министров ведомств по цифровизации. Участники рассказали о реализации концепции Invisible Government, которая действует практически незаметно и минимизирует взаимодействие граждан с государственными органами, предоставляя максимальное количество услуг в проактивном формате.

В стране ежегодно рождаются около 400 тысяч детей, из них 68% оформляются в проактивно-онлайн формате. Председатель правления АО «Национальные информационные технологии» Ростислав Коняшкин отметил что, изучив опыт предыдущих лет, пришли к выводу, что ИИН необходимо присваивать сразу же после рождения ребенка автоматически. Теперь родители смогут получать пособие на ребенка до получения свидетельства о рождении, после присвоения ИИН.

Таким образом, ребенку присваивается ИИН до выписки из родильного дома, привязанный к ИИН матери. Этот подход обеспечивает точный учет детей, контроль на всех этапах их жизни, и легкий доступ к выплатам для матери. Система сбора данных в период беременности обеспечивает полноту информации до получения «Свидетельства о рождении». После рождения ребенка родитель получает уведомление о сгенерированном ИИН, автоматизируя процесс назначения выплат. SMS-уведомление предлагает выбор счета для перевода денег. После выбора банка, назначение выплат занимает около 3 дней, в отличие от предыдущих 2 недель.

Внесены изменения в норму Закона Республики Казахстан «О национальных реестрах идентификационных номеров» от 12 января 2007 года о формировании ИИН на основании пилотного проекта. Пилотный проект уже действует в Акмолинской области, в ближайшее время планируется охватить всю страну.

В свою очередь, Генеральный директор Центра поддержки цифрового правительства Рустем Бигари рассказал о реализации сервиса по постановке ребенка в детский сад в приложении eGov mobile.

 «Детей до семи лет насчитывается более 3 млн, из них порядка 1 млн ходят в детские сады, все остальные стоят в очереди. Этот сервис сегодня доступен каждому гражданину в нашей стране», — сказал Рустем Бигари.

Услуги по линии МНВО тоже перешли в цифровой формат.  При присуждении гранта абитуриенту приходит смс-оповещение на телефон, впервые реализована такая рассылка — более 60 тысяч обладателей гранта получили СМС с номера 1414 и PUSH-уведомления в приложении eGov mobile. Сертификат ЕНТ автоматически направляется в «Цифровые документы». Таким образом исключается бюрократия, оцифровано более 500 тысяч сертификатов. Также теперь выплата стипендий происходит напрямую студенту, а не через институт или университет. Сократилось время для проверки данных, так с начала учебного года 180 000 тысяч студентов получают свою заслуженную стипендию без задержек.

Отныне гражданам старше 27 лет, не прошедшим военную службу, не нужно тратить время на получение военного билета. Статус военной службы автоматически отображается в личном кабинете на портале eGov.kz. Автоматизирован и вопрос жилья для военнослужащих. Список необходимых документов сократился на 82%, теперь регистрировать нужно только 3 из 14 документов. Раньше даже постановка в очередь занимала 3 месяца.

Более 3,5 млн. больничных листов открываются в течение года. С этого года работодатель будет получать в электронном формате информацию в момент открытия больничного листа, а не постфактум, с учетом согласия гражданина, а гражданин может увидеть эти сведения в сервисе e-Densaulyq» в eGov mobile.

В декабре 2022 года был подписан Закон о банкротстве физлиц. Для приема заявлений от граждан через eGov.kz и мобильное приложение eGov mobile был реализован сервис по банкротству физических лиц.

МВД создало программу «Қорғау» для определения опасных водителей, манера вождения которых представляет угрозу для других участников дорожного движения. Она объединяет в себя три компонента – это автоматические камеры, ЦОУ и планшеты полицейских.

 

Пресс-служба МЦРИАП РК

Exit mobile version