Фото: Акимат Астаны
В City Transportation Systems (CTS) рассказали Tengrinews.kz, почему в Астане не могут найти водителей на заработную плату в 500-600 тысяч тенге.
По информации компании, в настоящее время в автобусных парках столицы работают 1 852 водителя. При этом потребность города составляет 2 912 человек, таким образом дефицит водительского состава — 1060 человек.
В СТS подчеркнули, что средняя оплата труда водителей составляет 500 тысяч тенге.
«Однако данная цифра увеличивается с учетом дополнительных бонусов в виде коэффициентов за безаварийность, выполнения регулярного плана по оборотам, а также за переработки. С учетом бонусов оплата водителей доходит до 800 тысяч тенге», — отметили в компании.
По данным CTS, средний возраст действующих водителей — 45 лет, что свидетельствует о большом дефиците водительского состава в ближайшие 5-10 лет.
Так, более 30 процентов водителей в возрасте от 50 до 65 лет. И только мене 2 процентов — от 25 до 29 лет.
По данным транспортной компании, причин для образования такого дефицита несколько:
* Низкая привлекательность профессии ввиду тяжелых условий труда;
* Барьеры на законодательном уровне при получении прав категории «D» (Законопроект о снижении требований в части возраста и опыта работы отправлен на доработку Мажилисом. — Прим.);
* Отток водителей в сезоны посева и уборки;
* Отсутствие/дорогая аренда жилья;
* Выравнивание условий оплаты труда в регионах.
Как отметили CTS, в ближнем зарубежье и странах Европы имеется аналогичная проблема. Там тестируются разные методы решения проблемы, вплоть до привлечения граждан других стран и ввода ускоренных курсов подготовки водителей.
Однако данные методы оказались не самыми действенными и повлекли рост уровня ДТП с участием общественного транспорта.
«Путь к решению дефицита у нас — упрощение условий для получения категории «D» (от 21 года, с опытом не менее одного года) в Закон о дорожном движении, увеличение оплаты труда, а также создание специализированного центра подготовки водителей общественного транспорта с собственным полигоном, где будут преподаваться как теория, так и практика», — сообщили в пресс-службе CTS.
Корреспондент Tengrinews.kz побеседовала с одним из столичных водителей пассажирского автобуса Бериком Баймухамбетовым. Он уже более 10 лет работает водителем в автобусном парке №1 столицы и имеет огромный багаж опыта в вождении транспорта.
Он подтвердил, что водители автобусов получают заработную плату в 500-600 тысяч тенге. Так как у Берика большой стаж и опыт, он получает зарплату в размере более 700 тысяч тенге.
«У нас действительно такая зарплата. Но работа очень сложная. Рано утром вставать и допоздна работать. Сложность работы заключается в том, что много сейчас неадекватных пассажиров, мозг выносят, то не так, то это не так им. В городе пробки, что, бывает, даже простоишь в пробке и на свой обед не успеваешь», — поделился водитель.
По словам Берика, чтобы устроиться на работу водителем автобуса в Астане, особых сложностей нет. Однако необходимо иметь достаточный опыт работы в этой сфере.
«Если есть стаж вождения автобуса три года, то проблем при трудоустройстве никаких не будет. Главное, чтоб был стаж», — заключил он.