В мире современных технологий и онлайн-торговли роль маркетплейсов становится всё более значимой. Ардак Ахметова , руководителя компании Grand Business Consulting, обсуждает эволюцию рынка и влияние онлайн маркетплейсов на потребительскую культуру. Об этом сообщает Optimism.kz.
В мире торговли последние годы ознаменованы быстрым развитием маркетплейсов Amazon, Alibaba, Aliexpress и других. Однако в Казахстане этот тренд начал активно приходить во время пандемии COVID-19, когда традиционные методы торговли были под угрозой из-за ограничений и закрытия рынков. Она ускорила переход к онлайн-шопингу, заставив людей привыкнуть к удобству и доступности интернет-торговли. Теперь многие потребители предпочитают заказывать продукты и услуги онлайн, избегая походов в традиционные магазины.
В этот период многие продавцы услуг и товаров в Казахстане, которые долгие годы работали на рынках, столкнулись с необходимостью адаптации к онлайн-торговле. В настоящее время потребители могут заказать широкий спектр товаров и услуг, начиная от дизайна интерьера и заканчивая строительными материалами, всего лишь одним кликом, — отметила Ахметова.
При этом некоторые товары в Казахстане, такие как одежда, все еще предпочитают покупать офлайн из-за сложностей с возвратом товаров и неопределенностью качества. В то же время, продукты питания становятся все популярнее на маркетплейсах, что свидетельствует о доверии потребителей к онлайн-покупкам.
По ее словам, казахстанский рынок онлайн-торговли все еще продолжает развиваться и расширяться. В то время как за рубежом некоторые сферы уже достаточно развиты, в Казахстане этот бизнес активно перенимает инновации. Она советует обратить внимание на особые возможности, которые представляют зарубежные представители бизнеса.
Для нее особый интерес вызывает методика торговли на eBay, где используются аукционы, которые пока отсутствуют на казахстанских аналогах. Этот способ позволяет эффективно реализовывать товары, которые могут оказаться непроданными или залежавшимися.
У нас есть ликвидация товара к который мы привыкли. В Казахстане это скидки большие, когда магазны хотят окончательно продать остатки. Но на западных рынках устраивают аукционы. Они прямо на маркетплейсах назначают начальную цену, где каждый человек может сделать ставку на продукт. То есть цена там может расти. Мне кажется, нашим казахстанским коллегам надо чуть-чуть подучиться этой методике, — считает она.
Ардак отметила «фишку» Amazon по сбору статистики на опубликованные товары. Сервис предоставляет дополнительные программы, приложения и плагины, которые расширяют возможности покупателей и продавцов. Например, при выборе продукта на Amazon предоставляется полные данные о товаре, включая его стоимость на других маркетплейсах. Ахметова призывает к внедрению подобных методов анализа и аналитики на казахстанских сервисах, чтобы обеспечить справедливые условия для всех участников рынка и поддерживать его развитие в будущем.
Так же стоит обратить внимание на скорость развития китайских площадок, которые сейчас задают тренды в области расширения ассортимента товаров.
Мы смотрим, какие продукты, какие товары появляются там. А китайцы они очень быстрые, скажем так, очень шустрые. Они любят решать боль, проблему, любого потребителя. Тем самым они разрабатывают все больше новых продуктов. Казахстан находится в соседстве с таким быстроразвивающимся рынком, и перенимает все очень быстро, — выделила она.
Ахметова прогнозирует, что отказаться от удобства современных торговых онлайн-платформ уже невозможно. То, что появилось как способ бизнеса выжить в условиях пандемия очень быстро превратилось в новую реальность. Люди уже привыкли к такому шоппингу их доверие к маркетплейсов растет постоянно. Теперь они будут жаждать получить более полный сервис и новые возможности. Бизнесу необходимо как всегда адаптироваться к новому порядку.