ЭЛЬМИРА МАКАШЕВА: «ЗРИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВЕРИТЬ»

Для любой актрисы настоящее счастье отметить день рождения на театральной сцене. Самый дорогой подарок — аплодисменты зрителей. Эльмира Макашева, актриса казахского драматического театра им ХБукеевой, в свой 50-летний юбилей блистала на сцене русского драматического театра в постановке моноспектакля«Нора» по пьесе Ибсена «Кукольный дом». Поздравить ее и выразить свое признание пришли поклонники, коллеги и друзья. На счету актрисы много разных ролей, в том числе и главных, но кого бы она ни играла, всегда остается гармоничной и искренней. Каждая роль — мастерство перевоплощения.

– У меня нет понятия главная роль или второстепенная, я целиком и полностью отдаюсь работе. По-другому в нашей профессии никак, иначе тот, кто в зале, почувствует фальшь. А зритель должен верить, – говорит она.

Поклонники хорошо помнят ее и в роли старухи, и в роли мальчишек или животных. Всякий раз возникает ощущение, что актриса наслаждается процессом игры, и обязательно импровизирует. Ни один выход на сцену, в одной и той же постановке, не похож на другой, в каждом своя изюминка. Надо отдать должное режиссерам, они актрисе доверяют и поддерживают ее творческий задор. Уверены, получится талантливо и ярко. Бывший директор театра имени Х. Букеевой Кужыргали Тулеушев, увидев Эльмиру в роли Зайчихи в спектакле по пьесе Георгия Хугаева «Черная бурка», отметил именно ее игру, сказав, что лучше Макашевой во всех театрах Казахстана эту роль никто не сыграл.

– В моноспектакле «Нора» я играла одновременно четыре роли, две мужские и две женские. Приходилось перевоплощаться в доли секунды. Трудно было? Конечно, но, интересно, – рассказывает Эльмира. – Облегчало задачу то, что перевод пьесы с русского языка на казахский я сделала сама. Постановка спектакля кыргызского и казахского режиссера Баатырбека Шамбетова. Потом он мне признался, что работать ему со мной было легко. Все время показа был спокоен, потому что верил в меня. Просто смотрел спектакль как обычный зритель. На протяжении часа и десяти минут я была на сцене одна, и все это время держала внимание публики. Это было непросто, но все получилось.

Пока шел спектакль в холле театра находился главный поклонник Эльмиры, ее супруг – актер и режиссер Казахского драматического театра Самал Абуов. Он сильно переживал. И лишь прислушивался к реакции зала. Успокоился, когда раздались громкие аплодисменты.

Эльмира признается, они с супругом одно целое. Дополняют друг друга во всем, понимают с полуслова, но он никогда не ставил спектакль специально для нее.

– Я считаю некрасиво, если муж-режиссер все время ориентируется на свою жену. У такого режиссера не будет успеха, и женщина это должна понимать. Она может его вдохновлять, но ни в коем случае, не давить. Я могу только наблюдать за его работой со стороны.

При необходимости выручить, если, к примеру, нужно заменить заболевшую актрису. Дома у нас все разговоры о работе, но я никогда не скажу: «Дай мне роль». Мы делимся, обсуждаем, он как режиссер может мне дать какой-то совет. В этот раз именно он стал инициатором и продюсером постановки моноспектакля, с БаатырбекомШамбетовым познакомился много лет назад в Бишкеке.

Эльмира сама сделала перевод пьесы. И это не первая ее серьезная литературная работа. Она легко переводит с русского, казахского, киргизского языков. Ее переводы ставятся во многих театрах Казахстана и не только.

В 2016 году она была награждена Почетным дипломом министра культуры, информации и туризма КыргызскойРеспублики. В 2018 году за многолетний плодотворный труд и значительный вклад в развитие культуры награжденазнаком «Отличник культуры Республики Казахстан». На IV международном конкурсе Jeti Oguz 2019 году в Кыргызстане стала лучшей в номинации «Актерское мастерство» и получила Гран-При.

А еще у нее есть свой детский театр, где она проявляет себя как талантливый режиссер. Театр детский, а подготовка взрослая. Здесь все по-настоящему – грим, костюмы, сцена, эмоции, усталость. Три хлопка в ладоши режиссера – знак начала. Ребята настраиваются, режиссер требует полной отдачи и вживания в роль. Вместе с юными актерами были поставлены несколько спектаклей, которые также проходят при полном аншлаге.

А еще Эльмира мама троих детей. Старшая дочь Гульдана – балерина, хореограф. С 9 лет живет отдельно от родителей, самостоятельная личность. Танцует в Государственном театре танца «Наз» акимата города Астаны. Средний сын скоро окончит школу и перед ним встанет выбор куда идти учиться. Но он уже твердо решил, что это не сфера культуры. А вот у самого младшего уже сейчас есть определенная тяга к искусству.

Счастье для актрисы – быть востребованной. Эльмира без работы не остается, хотя в настоящее время Каздрамтеатрзакрыт на ремонт. У нее нет заоблачных творческих планов, и это понятно, актер – профессия зависимая, но есть огромный потенциал и бесконечная любовь к преданному зрителю, которую она будет дарить со сцены еще долгие годы.

Exit mobile version