Мопеды в Казахстане приравняют к транспортным средствам. Скутеры обяжут регистрировать и устанавливать на них госномера, как на автомобили или мотоциклы. Мажилис принял во втором чтении 15 мая поправки в закон «О дорожном движении» и Кодекс об административных правонарушениях по вопросам организации движения отдельных видов транспортных средств и цифровизации дорожной безопасности.
Нововведение стало следствием хаоса, который создают водители мопедов на улицах казахстанских городов, особенно в Алматы. По данным департамента полиции Алматы, с начала этого года в мегаполисе было выявлено 7522 нарушения ПДД, совершенных водителями скутеров, зафиксировано 301 ДТП с участием мопедов, в них погибли три человека.
«Нередки факты, когда владельцы мопедов используют установку прямотоков, что влияет на покой граждан, особенно в ночное время суток и устраивают несанкционированные гонки, а также групповые неорганизованные передвижения с грубыми нарушениями правил маневрирования и скоростного режима. Это вызывает справедливые нарекания и жалобы со стороны граждан и других участников дорожного движения», — отмечают в департаменте полиции Алматы.
Кроме постановки на госучет, водители мопедов должны будут иметь удостоверение категории «А1», проходить ежегодный техосмотр и оформлять обязательную автостраховку, как это делают водители автомобилей и мотоциклисты. В Алматы средняя стоимость полиса обязательного автострахования на мотоцикл для водителя с 13 классом составляет порядка 10 тысяч тенге, 3-м классом классом – 21 тысяча тенге. Стоимость страховки для мопедистов будет аналогичная или добавится поправочный коэффициент, учитывая характер вождения.
«За рулем мопедов зачастую совсем молодые ребята, как правило, курьеры, которые плохо знают правила дорожного движения и агрессивно ведут себя на дороге, что является риском возникновения ДТП и страхового случая. Основной риск – это нанесение вреда жизни и здоровью. При этом скутеры имеют намного меньший размер, скорость и мощность, чем автомобили или мотоциклы и при столкновении они наносят ущерб значительно меньше других транспортных средств. Все эти факторы будут учитываться при формировании тарифов на автостраховку», — говорит заместитель председателя правления СК «Jusan Garant» Чингис Амиржанов
В Jusan Garant полагают, что страховым компаниям потребуется от трех до шести месяцев на разработку и утверждение правил и нормативов, регламентирующих страхование мопедов. У страховщиков есть опыт страхование ответственности владельцев мототранспорта, корректировки для мопедистов будут незначительные. Учитывая, что новые требования по скутерам вступят в силу через полгода после принятия поправок в закон, у страховщиков будет время на создание продукта для новых полноценных участников дорожного движения.