Разорительная автостраховка – как снизить убыточность по ОГПО ВТС 

Стоимость обязательной автостраховки уже пять месяцев казахстанские страховщики рассчитывают по-новому. При определении цены полиса компании применяют поправочный коэффициент, который в каждом регионе индивидуальный и зависит от аварийности на дорогах. В результате, в 11 регионах автостраховка, по данным Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, подешевела, к примеру, в Атырауской области сразу на треть, а в остальных – стала дороже или осталась такой же. 

Сборы премий по автостраховке падают

Страховщики предполагали, что изменение тарифов ОГПО ВТС приведет к увеличению убыточности этого продукта и«просадке» рынка на 15-20%. И такая тенденция действительно происходит. За четыре месяца 2024 года страховые компании собрали 34,9 млрд тенге по ОГПО ВТС, что на 3,8 млрд меньше аналогичного периода прошлого года. 

В Jusan Garant наблюдается небольшой рост сборов премий по обязательной автостраховке: 6,8 млрд тенге за четыремесяца 2024 года против 6,1 млрд тенге за аналогичный период прошлого года. 

…а выплаты увеличиваются

При этом выплаты по ОГПО ВТС наоборот — растут и значительно: с января по апрель этого года страховщики выплатили автовладельцам 26 миллиардов тенге, это на 5,1 млрд тенге больше аналогичного периода прошлого года. Jusan Garant – один из лидеров по выплатам по обязательной автостраховке. Компания компенсировала автовладельцам ущерб в ДТП на сумму 5,4 млрд тенге за четыре месяца этого года, это на 2,3 млрд тенге больше аналогичного периода 2023 года. 

С выплатами растут убытки

На фоне снижения сборов премий по ОГПО ВТС и существенного увеличения выплат растет убыточность этого вида страхования. За четыре месяца 2024 года она составила 74,6% по страховому рынку РК, против 54% аналогичного периода прошлого года. В Jusan Garantубыточность составила 79%, за год она увеличилась на 27%. 

Страховщикам должны помочь госорганы 

Чтобы снизить этот показатель, страховая компания, к слову, лидер по обязательному автострахованию, начала снижать долю ОГПО ВТС в общем портфеле страховых продуктов. 

«Что сделала компания? 

С этого года мы начали мероприятия по снижению долю ОГПО ВТС в общем портфеле страховых продуктов. Мы применили поправочный коэффициент с повышением. Что это такое? С 1 января 2024 года страховые компании имеют право повысить или снизить тарифы на обязательную автостраховку на 10 процентов. Некоторые наши коллеги по рынку воспользовались этой возможностью и снизили тарифы. Наша компания делать этого не стала, соответственно, часть клиентов от нас перетекла к тем, кто предложил ниже стоимость» – говорит первый заместитель председателя правления страховой компании «Jusan Garant» Рамазан Асилов.

Такой подход позволит снизить уровень убыточности в Jusan Garant, но не решает проблему в целом по страховому рынку. Самый простой выход, конечно, повышение тарифов, но это может вызвать социальное напряжение. 

«Поэтому вижу решение данной проблемы, хотя бы частичное, в другом, но опять же здесь не обойтись без участия госорганов, — предлагает Рамазан Асилов. — Крупные выплаты производятся вследствие серьезных дорожных происшествий, которые происходят в большинстве своем не из-за невнимательности водителей, а по причине грубых нарушений ПДД, когда водители, игнорируя правила, выезжают на встречную полосу, не обращая внимания на запрещающий сигнал светофора, пересекают перекресток, подрезают, грубо обгоняют. Как результат – крупный ущерб автомобилям и человеческие жертвы, следовательно, большие выплаты. И в данном случае государство должно усилить контроль, ужесточать наказание».   

Exit mobile version