Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый родитель. Оно и понятно. Ведь книга — это что-то удивительное. Она как окно, которое открывает перед нами целый мир. Но современные дети предпочитают смотреть на него через экран смартфонов. Как и для чего нужно приучать ребенка к чтению рассказали эксперты, передает
Оксана Гулак советует родителям в первую очередь понять, почему они хотят приучать ребенка к чтению, с чем это связано.
«У этой цели может быть много разных причин. Сказали ли так воспитатели в детском саду или в школе, или это модно, или это такой стереотип, что если ты читаешь, то умеешь размышлять. Хотя это необязательно так. Поэтому важно понять, хотят ли родители приучать к чтению ребенка в желании, что он будет более умным, нежели они сами, так как они несколько разочарованы в себе. И, может быть, они хотят, чтобы их дети в этом плане были более успешнее, лучше них?», — задается вопросами она.
Понимание сути причины, бессознательных желаний родителей, по ее словам, позволит не навредить самому процессу.
«Дети чувствуют и ухватывают все: они берут от своих родителей не то, что они говорят, не то, что сознательно преподносится, а то что «плавает в воздухе» и то, что «отреагируется в действии», — пояснила специалист.
По ее словам, важно понять, что чтение – это не равно интеллект.
«Желание ребенка приучить читать, на мой взгляд, это про желание, чтобы дети умели размышлять и думать. Уметь читать и повторять цифры, уметь читать и просто иметь в голове библиотеку, который копится как умственный жир, это нечего не дает человеку. Думаю, очень важно, когда книги стимулируют наше мышление. Когда мы читаем, перед нами как будто собеседник и мы можем с ним спорить, отстаивать свое мнение, а с чем-то, наоборот, соглашаться, и это все развивает способность размышлять, позволяет развить независимое мышление», — заявила психоаналитик.
К последним, отметила она, бессознательно не все родители могут не согласиться, потому что часто люди хотят видеть детей, которые с нами соглашаются, а не детей, которые имеют свое мнение, отличное от них, и отстаивают и не соглашаются с взрослыми.
«Такая хорошая способность к чтению, скажем, это как раз про формирование своего собственного восприятия мира, собственного мышления, которое не всегда может повторять мышление родителей. Это такое введение к ответу на вопрос – как приучить ребенка к чтению. Я думаю, никак, кроме того, когда чтение становится частью атмосферы в доме, когда еще с детства родители читают детям сказки, когда они рассказывают им басни, делятся стихами или вместе «лезут» в энциклопедию, чтобы посмотреть значение того или иного термина. У детей есть такой период, когда они в буквальном смысле слова засыпают родителей вопросами: «Почему?», «Как?», «Для чего?». Это хороший период, чтобы начать увлекать ребенка чтением, размышлением», — поделилась Оксана Гулак.
Важен, ее словам, и личный пример.
«Когда дети видят, что родители также читают, что родители обсуждают между собой прочитанное – это стимулирует ребёнка идентифицироваться с родителями. А когда чтение становится тем, что нужно сделать, чем-то, что навязывается из вне, это становится тем, против чего ребенок будет воевать, отстаивая свое собственное «Я». В этом случае чтение может превратиться в предмет конфликта и борьбы. И вот этого очень важно избежать», — указала психоаналитик.
Она поделилась несколькими советами:
• Чтение, размышление и анализ прочитанного должно быть в окружении ребенка;
• Ребенка должны окружать разные книги;
• Чтение не должно быть связано с какими-то наставлениями, обязанностью, а тем более наказанием.
«Не должно быть такого: «Ты должен прочитать от сих до сих. Но можно иногда взять несколько книг или интересную книгу и подложить ребенку, поставить недалеко от его кровати, на столе или посмотреть вместе мультфильм или кино, а потом сравнить его с книжным вариантом. То есть это должно быть включено так, что ребенок не заметил. Было бы важно, если бы это было чем-то что ребенок как будто бы сам нашел, не так, что его заставили, преследуют из вне, а как нечто что уже есть в его окружении и тогда он может испытать чувство, что он сам обнаружил эту книгу, что он обнаружил эту идею. Поэтому очень важно родителям быть самим вовлеченным в процесс размышлений, литературных персонажей», — резюмировала Оксана Гулак.
Ее поддержала педагог Лидия Крист. Она рассказала, что категорически нельзя делать на этом пути.
Таких требований всего три:
• Заставлять ребенка читать и пересказывать прочитанное;
• Решать за ребенка что и когда ему читать;
• Выбирать книги без учета интересов и предпочтений ребенка.
Она же говорит, что в этом деле ключевую роль играет личный пример родителей.
«Нужно начинать с себя: если мама и папа любят читать и регулярно пополняют домашнюю библиотеку, если у них есть традиция обсуждать и вместе анализировать прочитанное, то это непременно скажется на детях», — говорит она.
Важно, по ее словам, использовать разные приемы чтения — читать по ролям и поочередно, вслух, эмоционально. Последнее очень важно, когда в совместное чтение вовлечен малыш. Это помогает, во-первых, удержать внимание ребенка, а, во-вторых, расставлять какие-то акценты интонацией.
Помогут и простые хитрости.
«Не обязательно покупать каждый раз новые книги. Мы жили рядом с детской библиотекой, и с дочкой часто ходили туда. И она всегда сама выбирала: сначала разглядывала просто картинки и иллюстрацию, если они ей нравились, то просила прочитать, о чем эта книга. И так постепенно мы пришли к самостоятельному чтению…Сложнее было с сыновьями. Мальчики – у них совершенно разные предпочтения, темп жизни, но когда им даешь право выбора, когда не требуешь, не кричишь, а помогаешь и когда ты просто рядом и увлечена тем, что и он, то и приучать не нужно будет. Все будет просто и естествнено», — поделилась жительница Астаны, мама троих детей, Самал Смагулова.