Потребительская уверенность казахстанцев в июле показала улучшение четвертый месяц подряд

Индекс потребительской уверенности (CCI) в Казахстане в июле продолжил улучшение четвертый месяц подряд. Однако на этот раз его рост оказался небольшим – 0,4 пункта. Сам индекс достиг 104,2 пункта, что является третьим лучшим результатом за все время исследования. Умеренное улучшение настроений случилось по всем субиндексам, кроме вопроса по экономическим перспективам в течение одного года. Тем не менее снижение также было умеренным и в рамках обычных месячных колебаний. В сравнении с прошлогодним июлем CCI вырос на 2,7 пункта – во многом благодаря значительному улучшению оценок населения по изменению экономической ситуации.

Субиндекс прошедших изменений личного материального положения за предыдущие 12 месяцев также вырос, что происходит четвертый месяц подряд. На этот раз увеличение составило 1,1 пункта, а субиндекс достиг 105,6 пункта. Доля тех, кто считает, что их личное материальное положение улучшилось, изменилась незначительно: 32,4% в июле против 32,8% – в июне. Однако за последний месяц заметно выросла доля тех, кто дал однозначно положительный ответ – 13,1% против 11,7%.

В региональном плане наибольший рост позитива по изменению в личном материальном положении наблюдается в Акмолинской и Актюбинской областях, где доля положительных ответов выросла на 8,8 и 7,9 п. п. соответственно. Тем не менее самая большая доля оптимистов фиксируется в Западно-Казахстанской области – там она достигает 37,8%. Хуже всех ответили в Жетысуской области, где эта доля упала на 6,1 п. п. и составила лишь 23,2%.

В сравнении с июлем 2023 года наибольший рост показывает субиндекс оценок изменений экономической ситуации, который вырос на 5,6 пункта и достиг 78,5 пункта в июле 2024 года. Такой результат стал повторением лучшего показателя в этом году, который фиксировался в январе. При этом доля казахстанцев, считающих, что экономическая ситуация улучшилась за предыдущие 12 месяцев, практически не изменилась (17,1% против 16,7%), но зато заметно снизилась доля отрицательных ответов – с 47,7 до 41,5%.

В региональном разрезе лучший прогресс показала Павлодарская область, где доля негативных ответов упала с 55,2 до 41,8%. Тем не менее лучше всех в минувшем июле ответили жители Атырауской области, где эта же доля достигла лишь 22,7%, хотя в сравнении с прошлым годом она выросла на 4,5 п. п. В Алматы доля пессимистов составила 52,3%, что значительно превышает показатели в рейтинге.

Инфляционные оценки жителей Казахстана в целом остались на прежних уровнях после обновления рекордов нескольких месяцев подряд. За прошедший месяц 39,1% жителей (в июне – 39%) заметили сильный рост цен. А в горизонте прошедшего года он оказался чуть более существенным. Доля заметивших более быстрое увеличение цен выросла с 52 до 52,7%.

Инфляционные ожидания казахстанцев в среднем выросли куда более значительно. Доля людей, ожидающих сильного роста цен в горизонте одного месяца, увеличилась с 16 до 17,3%, в горизонте следующих 12 месяцев также чуть больше людей ждут ускорения роста цен – с 20,9 до 22,2%.

Аналогичное исследование Национального банка РК по инфляционным оценкам и ожиданиям в целом показало понижательную динамику. Согласно его данным доля ожидающих сильного роста цен в течение года упала с 26,4 до 24,4%. Тогда как в горизонте одного месяца аналогичный показатель увеличился с 18,5 до 19,7%. А вот инфляционные оценки как в горизонте одного, так и 12 месяцев вновь обновили многомесячные минимумы. Причем по оценке роста цен за последний год произошло значительное снижение доли респондентов, указывающих на быстрый рост цен, – с 47,5 до 41,6%. В последний раз такой низкий показатель фиксировался в марте 2019 года.

Среди отдельных товаров и услуг большинство респондентов все еще волнует существенный рост цен на продукты питания. Список наиболее заметно подорожавших товаров остается неизменным девятый месяц подряд. В него входят категории «Мясо и птица», «Молоко и молочные изделия», «Хлеб и хлебобулочные изделия» и «Овощи и фрукты». Однако отметим уменьшение доли людей, заметивших сильный рост цен на молоко и молочные изделия: 30,8% против 33,6% – в июне. В целом других заметных изменений в результатах опроса не было. Можно отметить, что на 1,4 п. п. больше людей заметили рост цен на Интернет и мобильную связь. Это подтверждается свежей статистикой, согласно которой в июле услуги сотовой связи подорожали на 11,5% м/м, а олата за доступ к Сети – на 6,8% м/м.

Девальвационные ожидания казахстанцев в июле остаются на высоком уровне после июньского роста из-за резкого ослабления тенге. Согласно результатам опроса, доля казахстанцев, ждущих ослабления тенге в горизонте одного года, увеличилась с 56,2 до рекордных 56,8%, но вот в горизонте одного месяца произошло заметное снижение с 36,9 до 34,3%. Тем не менее и этот показатель является одним из наиболее высоких за все время исследования. Отметим, что в сравнении с прошлым июлем рост доли пессимистов по этим двум вопросам составил 4,6 и 5,5 п. п. соответственно.

В целом необходимо отметить, что в июле во всех четырех странах динамика инфляционных оценок и ожиданий была по большей части нейтральной с небольшим подъемом. В Казахстане, в отличие от других стран, инфляционные параметры незначительно выросли сразу по трем вопросам из четырех. Вероятно, это произошло на фоне ускорения годовой инфляции в июле, но все же показатели остаются недалеко от минимумов.

Девальвационные ожидания в странах Центральной Азии вновь продемонстрировали разнонаправленное движение. В Казахстане нейтральный для июля тенге сказался на настроениях жителей. Рост доли пессимистов в горизонте 12 месяцев был небольшим, но этого хватило, чтобы обновить абсолютный рекорд. С другой стороны, в горизонте месяца доля ждущих ослабления снизилась на пару процентов. Тринадцатая волна исследования потребительской уверенности населения в Казахстане показала продолжение положительной динамики, начатой в апреле, а индекс достиг третьего по величине показателя за все время.

ДаниярОразбаев, аналитик Freedom Finance Global:

«Июль 2024 года оказался позитивным для всех стран Центральной Азии. В Казахстане наблюдается продолжение роста индекса потребительской уверенности (CCI) четвертый месяц подряд, который к тому же стал третьим самым высоким показателем за все время исследования. В целом сложно отдельно выделить один из вопросов, по которому заметен прогресс. Однако в сравнении с прошлым июлем казахстанцы более оптимистично оценивают улучшение экономической ситуации. Отметим также очередной рост индекса в Кыргызстане, который во второй раз подряд обновил свой рекорд и сохранил прежний отрыв от Узбекистана. Все это произошло благодаря очередному региональному рекорду по благоприятности условий для крупных покупок. К тому же в сравнении с июлем 2023 года CCI показал заметный рост на 11 пунктов, в том числе благодаря улучшению оценок и прогнозов по экономической ситуации. У регионального лидера по индексу – Таджикистана – ситуация кардинально изменилась в июле».

В Казахстане и Узбекистане аналитики ежемесячно собирают по 3 600 анкет, в Кыргызстане – 1 600, в Таджикистане – 1 200, соразмерно объему населения в исследуемых странах. Исследования базируются на методологии, используемой для получения индексов потребительской уверенности во многих странах мира и адаптированной под локальные задачи компанией United Research Technologies Group. Метод сбора данных – телефонный опрос. Анкета опроса адаптирована: исследование проводится на родном языке респондентов.

Exit mobile version