В рамках социального проекта «Юность без вейпов» проведено исследование популярных интернет-площадок, чтобы понять пути реализации вейпов и одноразовых электронных сигарет в стране после введения запрета, а также основные способы нелегальной реализации такой продукции в сети. Период исследования – июль 2024. География исследования – Республика Казахстан.
«В Казахстане активно реализуются мероприятия по борьбе с распространением никотиносодержащих веществ среди молодежи. И важный шаг был сделан в этом году – 19 апреля главой государства Касым-Жомартом Токаевым подписан закон, запрещающий продажу, распространение некурительных табачных изделий, вейпов, ароматизаторов и жидкостей для них. Наш фонд в 2023 году специально для решения этой проблемы запустил социальный проект «Юность без вейпов». За этот период мы расширили географию присутствия проекта с трех регионов до пяти – это Алматы, Астана, Усть-Каменогорск, Шымкент и Караганда. Наши активисты и волонтеры провели множество встреч в школах и вузах, организовали акции, рейды и флешмобы. И сейчас в наших планах перейти от точечной работы к более масштабным мероприятиям», – отмечает Эльвира Ватлина, директор ОФ «Детский фонд Казахстана» и вице-президент Международной Ассоциации детских фондов.
Отметим, что вейпы (от англ. Vape – парить), или электронные сигареты – это устройства для испарения курительных жидкостей, которые при нагревании образуют не сигаретный дым, а пар. Вейпы считаются менее вредными, однако их регулярное использование может привести к никотиновой зависимости и другим негативным последствиям. По некоторым данным, курительные жидкости, ароматизаторы, могут нарушить работу сердца и сосудов, вызвать воспаление дыхательных путей, а в некоторых случаях – онкозаболевания.
Как выяснилось в ходе проведенного исследования, вейпами в Казахстане торгуют на торговой площадке OLX, в мессенджере Telegram и социальной сети Instagram. В данном рейтинге первое место принадлежит платформе OLX.
Платформа OLX
По данным Similarweb, общее количество посещений – 9,4 млн только за последний месяц. Всего за период исследования здесь обнаружено 14 активных объявлений о продаже вейпов.
Исследование, проведенное социальным проектом «Юность без вейпов», показало, что вейпы на OLX продаются с 2020 года. Большинство аккаунтов которые размещают объявления о продаже данных устройств, зарегистрированы в июне-июле 2024 года. При этом каждый аккаунт в среднем выставляет по два объявления.
Во многих объявлениях содержатся реальные изображения вейпов, в основном используются слова: «одноразки», «электронки», а также названия распространенных брендов, как например «Waka», «ElfBar», «LostMary».
Надо отдать должное – платформа принимает меры по борьбе с объявлениями о незаконной продаже вейпов, и объявления исчезают, как правило, в течение суток. Но потом вновь появляются на площадке OLX, причем в таких разделах, как «Мода», «Хобби, отдых, спорт» и даже «Детская обувь».
Telegram
Всего за период исследования в Telegram выявлено 8 активных объявлений о продаже вейпов.
Данный мессенджер используют около 12,5 млн казахстанцев ежемесячно, и в ходе исследования выяснилось, что данная платформа имеет самый широкий охват по размещению объявлений о продаже вейпов. Здесь очень удобно вести незаконную торговлю, поскольку продавцы могут быстро
создать канал или группу для своего бизнеса и начать публиковать информацию о вейпах, ценах и акциях.
К тому же, Telegram обеспечивает конфиденциальность, благодаря чему продавцы могут общаться с клиентами через зашифрованные сообщения, что опять-таки им удобно при продаже товаров, которые входят в категорию запрещенных. Кроме того, мессенджер позволяет использовать ботов для автоматической обработки заказов, отправки уведомлений и ответов на часто задаваемые вопросы. Это упрощает работу продавцов и повышает эффективность нелегального бизнеса.
Учитывая охват данной социальной сети – свыше 12,1 млн пользователей, преимуществ для продажи такого рода продукции у нее
меньше, чем у знаменитой «телеги». Всего за период исследования здесь выявлено 3 активных объявления о продаже вейпов. Из всех объявлений только 1 магазин принимает и обрабатывает заказы в самом Instagram, остальные имеют ссылки на Telegram.
Хотя Instagram более привлекателен с точки зрения рекламы, поскольку позволяет настраивать рекламу под конкретную аудиторию. В ходе исследования было установлено, что торговцы настраивают рекламу вейпов под аудиторию возрастом от 18 до 30 лет мужского пола. В контексте местоположения используется весь Казахстан, а не отдельные регионы.
Таким образом Instagram замыкает рейтинг интернет-платформ, где незаконно продают вейпы.
Исследование также выявило интересный факт по доставке курительных устройств. Как выяснилось, торговцы вейпами предпочитают использовать сервисы доставки или же нанимают своих собственных курьеров для поставки запрещенного товара потребителям.
«Мы надеемся, что результаты нашего исследования помогут правоохранительным органам в борьбе с незаконными торговцами вейпов и распространению этого токсичного устройства среди подрастающего поколения», – говорит Артур Алхастов, автор исследования и координатор проекта «Юность без вейпов» по городу Астана.
О нас:
Социальный проект «Юность без вейпов» – инициатива неправительственной благотворительной организации ОФ «Детский фонд Казахстана». Проект стартовал в мае 2023 года в трех городах Астана, Алматы, Усть-Каменогорск. На сегодня работает в 5-ти регионах, к указанным городам добавились Шымкент и Караганда. Цель акции — добиться предотвращения и ограничения употребления вейпов подростками.
Проект получил поддержку МВД, Минздрава, Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК и получил одобрение экспертов медиков.