В рамках исследования* «Лаборатории Касперского» родителей в Казахстане спросили, известно ли им о случаях, когда их ребёнок участвовал в травле других детей в интернете, или кибербуллинге. Так, 5% признались, что такое было как минимум один раз, а 3% сообщили, что их ребёнок или его друзья создавали для этого группы в соцсетях. При этом масштаб проблемы может быть гораздо серьёзнее: каждый четвёртый взрослый признался, что ему неизвестно, были ли такие случаи.
Чем дети занимаются в интернете. Чаще всего они заходят в сеть для развлечения: смотрят смешные видео и мемы (62%), играют в онлайн-игры (59%), общаются с друзьями (53%), включают фильмы и сериалы либо слушают музыку (52%).
Многие используют интернет и в познавательных целях: готовятся с помощью него к учёбе (39%), ищут разную информацию, например о фильмах, играх, погоде (26%), читают новости и статьи (11%).
Какие блоги интересны детям. Каждый третий ребёнок смотрит или читает в интернете публикации блогеров (31%). Популярнее всего блоги, посвященные видеоиграм, фильмам и мультфильмам (по 55%), хобби и увлечениям (48%), музыке (46%), а также челленджам, когда блогер выполняет какие-то задания (45%).
Около четверти детей интересуются компьютерами и технологиями (26%), распаковкой товаров (25%), модой и красотой (24%), игрушками (21%).
Что публикуют сами дети. Многие дети проявляют в интернете собственные творческие способности. Каждый второй ребёнок создаёт собственный контент —например, фото, видео, рисунки, музыку (48%). Чаще всего это имеет отношение к хобби и увлечениям ребёнка (52%), видеоиграм (26%), музыке (23%) и челленджам(19%).
«Интернет сам по себе — всего лишь инструмент, который дети могут использовать как во благо, так и во вред. Он помогает познавать мир и заниматься творчеством. Однако существуют и негативные явления, такие как кибербуллинг. Дети не всегда отдают себе отчёт в том, какие переживания это может принести другому человеку. С угрозами и оскорблениями справится не каждый взрослый, а юные пользователи куда более чувствительные. Иногда это даже может нанести психологическую травму. Чтобы этого избежать, родителям нужно обсуждать с ребёнком, чем опасен кибербуллинг, и приучать его самому не проявлять агрессию в интернете. И объяснить, что если он столкнётся с интернет-травлей, то он не должен испытывать стыд или чувство вины, и взрослые всегда окажут ему поддержку», — комментирует Андрей Сиденко, руководитель направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского».
Чтобы оградить ребёнка от кибербуллинга, «Лаборатория Касперского» рекомендует родителям:
• рассказывать ребёнку о правилах цифровой грамотности и этикета, а также о базовых понятиях из сферы кибербезопасности. В этом может помочь Азбука кибербезопасности от экспертов «Лаборатории Касперского»;
• предупредить о рисках овершеринга, то есть излишней публикации личных данных, фото и видеов сети. Их могут использовать в том числе для кибербуллинга или шантажа;
• объяснить ребёнку, что, если он столкнётся с кибербуллигом, не нужно отвечать агрессору, вступать с ним в диалог оправдываться. Самое эффективное оружие — это безразличие, поэтому лучше не реагировать и заблокировать обидчика;
• рассказать на примерах, что с кибербуллингомсталкиваются многие люди, в том числе мировые звёзды;
• использовать решение для родительского контроля, которое поможет защитить ребёнка от онлайн-угроз и отслеживать его онлайн-активность, такое как Kaspersky Safe Kids.
*Опрос проведён компанией ОнИн по заказу «Лаборатории Касперского» в Казахстане в 2024 году. Всего опрошен 1001 человек.