Как проходит реализация концепции слышащего государства рассказал эксперт

Сайт петиций, встречи чиновников с населением, цифровизация государственных услуг и так далее, все это кирпичики, из которых складывается реализация концепции слышащего государства, которую в свое время анонсировал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Руководитель проектов Eurasian Center for People Management Айман Жусупова высказала свое экспертное мнение о ходе этой реализации.

О реализации концепции слышащего государства Касым-Жомарт Токаев объявил в самом начале, когда только занял пост президента Казахстана, то есть, то есть в 2019 году. Как вы считаете, какие наиболее значимые шаги были сделаны в этом направлении как со стороны государства, так и неправительственного сектора?

Ключевая идея слышащего государства заключается в   эффективности всех государственных структур, то есть насколько оперативно и эффективно они реагируют на все конструктивные запросы граждан.

И если мы говорим о сути этой идеи, то на сегодняшний день, к наиболее значимым результатам реализации концепции можно отнести, в первую очередь, цифровую систему «Открытое правительство». Эта система включает в себя несколько цифровых платформ, значительно облегчающих коммуникации населения с государственными структурами.

Так, платформа «Открытые данные» data.egov.kz, обеспечивает прозрачность деятельности государственных органов посредством публикации наборов данных в свободном доступе. Очень важный момент, что размещенная на платформе информация не обладает авторским правом, то есть ее могут копировать, скачивать и использовать на свое усмотрение, как физические, так и юридические лица.

Платформа «Открытый диалог» dialog.egov.kz служит для приема обращений граждан к государственным органам и организациям квазигосударственного сектора. Причем мы видим, что госорганы дают обратную связь в установленные сроки.

Активное участие граждан общественно-политической жизни обеспечивает и платформа «Открытые НПА» legalacts.egov.kz, где обсуждаются все проекты законов и нормативно-правовых актов. Здесь тоже можно наблюдать, что казахстанцы становятся все более активными, внося свои замечания и предложения, которые принимаются во внимание при окончательном решении по проекту.

Общественный контроль за финансовыми потоками обеспечивает платформа «Открытые бюджеты» budget.egov.kz/. Это прозрачность формирования и распределения бюджетных средств посредством гражданского участия в бюджетном процессе;

И наконец эффективность деятельности государственных органов можно отследить также на специальном ресурсе — Evaluation.egov.kz. Там тоже все прозрачно, есть критерии, по которым оценивается работа госорганов, и, собственно, сама оценка госоргана.

Отдельно в этом ключе хотелось бы выделить и систему подачи обращений в государственные органы «e-Otinish», единый колл-центр 1414 по вопросам государственных услуг на всей территории страны, а также аккаунты и личные блоги акимов, политических служащих. Соцсети в частности и интернет в целом они используют как для публичной коммуникации, так и для приема обращений граждан, получения обратной связи, прямых оценок и мнений граждан страны.

Одним из инструментов реализации концепции «слышащего государства» стало взаимодействие исполнительной власти с населением через социальные сети и посредством отчетных встреч. Однако этот опыт не повсеместный и чаще всего декларативный с отсутствием итогового отчета о принятых мерах. Как, по-вашему, можно эффективно трансформировать диалоговые площадки для их большей эффективности?

Давайте сначала абстрагируемся от конкретной темы вопроса. То есть, чтобы любая инициатива привела к желаемому результату, нужны, иногда принуждение исполнителей, но всегда мотивация и постоянный контроль за ее реализацией. 

В данном, конкретном случае, президент Касым-Жомарт Токаев уже не раз, и даже не два раза, лично указывал, что обратная связь с населением налажена не везде. В недавнем сентябрьском послании, в качестве инструмента улучшения сложившейся ситуации было указано внедрение единой экосистемы по работе с обращениями, которая позволит более точно определять потребности и ожидания граждан, и больше внимания уделять анализу обращений. Для чего это надо, чтобы не просто решать проблемы, с которыми обращаются граждане, а видеть и устранять первопричину этих проблем.

Скорее всего, будет разработана какая-то единая методология, как дифференцировать и анализировать обращения, разработаны какие-то алгоритмы как поступать в том или ином случае. И я считаю это очень верным подходом, поскольку конечным результатом слышащего государства является создание комфортной среды для всех граждан Казахстана.

В то же время, если говорить о контроле, то действительно сложно представить как может быть проконтролирована, в частности деятельность акимов в этом отношении. То есть сложным представляется сам алгоритм определения эффективности. Выводить процент решенных вопросов/запросов, с которыми обращались граждане? Тем не менее, можно опираться на некие объективные показатели, такие как фиксация количества обращений с присвоением номера и своевременностью решения вопроса, полнотой ответов и рядом других показателей. При желании можно найти множество инструментов – создать свои, а также использовать наиболее успешно зарекомендовавшие себя в мировой практике.

Кроме того, мне кажется, объективно в активности акимов с точки зрения их открытости, оперативной реакции на запросы граждан сыграет их выборность. Когда они будут напрямую заинтересованы в том, чтобы получить признание и поддержку своего электората. 

И здесь нужно отметить, что блоги, да и вообще активность политиков в социальных сетях очень важна. Во-первых, вследствие характеристик сети, а именно интерактивности, которая создает ощущение, что пользователь является своего рода участником событий в интернет-пространстве, формирует чувство причастности к происходящему, способности внести свою лепту и повлиять на то или инное решение.

Именно этот фактор влияет на то, что блоги обладают наибольшим убеждающим потенциалом. Этому способствует прямая межличностная коммуникация между пользователями и соответственно теми, кто ведет блог. Соответственно политические блогеры, создают атмосферу сопричастности участников дискуссий принятию политически важных решений, влияя тем самым на уровень доверия избирателей.

Сегодня многие блогеры являются лидерами общественного мнения, хотя на практике они могут не являться значимыми фигурами политического истеблишмента или известными своей реальной, офлайн деятельностью общественными деятелями. Напротив, понимая значимость Сети, многие известные политики и общественные деятели поддерживают свою популярность посредством социальных сетей, поскольку блоги выступают одним из ключевых факторов успеха в выработке и поддержании нужного политического мнения или информационного повода, активизации сферы публичной политики.

Во-вторых, блоги известных политиков напрямую влияют на формирование политической повестки дня. Они направлены не только на имеющийся и потенциальный электорат, но и на лидеров мнений в средствах массовой информации, журналистов и профессиональных обозревателей. В этом контексте, как подчеркивают исследователи, значимость политических блогов будет только возрастать в силу их способности формировать политический диалог в обществе.

Отдельно стоит отметить, что, применяя современные цифровые технологии, социальные платформы, правительственные организации дают людям понять, что они готовы их слушать, что отражается на развитии доверительных отношений между властью и обществом, и влияет на увеличение легитимности власти.

В этом году заработал официальный портал петиций. Как вы бы могли оценить его работу? Выполняет ли ресурс возложенные на него свои функции?

Для начала давайте вспомним, что сказал президент Казахстана, когда давал поручение создать в стране единый портала для онлайн-петиций. Ведь, по сути, благодаря социальным сетям проблемы, которые не находят решения на местах, становятся известны по всей стране. Но госорганы не обязаны реагировать на обращения граждан в соцсетях. Поэтому получается, что поручив создать отдельный ресурс для петиций президент Казахстана легализовал этот процесс, придав ему легитимность.

 «Надо создать единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений», —сказал тогда Касым-ЖомартТокаев.

«Правительству во взаимодействии с гражданским обществом предстоит разработать нормативно-правовую базу и решить все технические вопросы, касающиеся этого важного проекта, — добавил президент.

И данное решение президента является прямым и логическим продолжением идеи и концепции «Слышащего государства». Петиции являются не только базовым инструментом, позволяющим отстаивать свободу слова, но их можно даже назвать демократией в самом чистом ее виде, коль скоро с их помощью любой человек, независимо от возраста, национальности или социального статуса, может стать участником широких политических дебатов.

Вообще институт петиций, как эффективный инструмент коммуникаций государственной власти с гражданами страны имеет многовековую историю. Интернет значительно упростил сбор необходимых подписей и усовершенствовал диалог граждан и избранных представителей государственной власти.

Для государственной власти Казахстана это новый опыт, и как показывает мировая практика, нашему институт петиций предстоит пройти, возможно, не самый близкий путь, идеального инструмента коммуникаций. Нельзя исключать что еще будут меняться правила, форма и содержание. Например, в некоторых европейских государствах в интернете существуют государственные Форумы, которые позволяют обсуждать петиции в режиме онлайн, тем самым обеспечивая более активное вовлечение широкой общественности. Подобные дополнительные электронные функции публичных петиций появились сравнительно не давно, но уже видно, что они повышают инклюзивность и эффективны для вовлечения более широких масс в активную общественно-политическую жизнь государства. Кроме того, такой подход, позволяет и государству, и политическим партиям и активистам помогает распространить ее среди более широких слоев населения, а также собирать новую информацию, идеи и реакции на исходную петицию.

Очевидно, что сегодня в казахстанских реалиях данный институт, только начинает получать развитие, что будет сопряжено со многими трудностями, столкновением разнонаправленных интересов.

Тем не менее, посмотрите, что мы имеем сегодня. Дискуссия вышла совсем на другой уровень: политическая грамотность граждан совершенно очевидно выросла в разы, общественные деятели, активисты апеллируют к однозначным и четким аналитическим выкладкам, которые, по сути, четко демонстрируют истинное положение дел. Так что введение данной нормы однозначно позитивно влияет на развитие демократии в стране и более эффективную реализацию концепции «Слышащее государство».

Фото: El.kz

Exit mobile version