Инклюзивное образование — это форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от его физических, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. Для людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
ЧТО ТАКОЕ ИНКЛЮЗИЯ В КЛАССЕ И ПОЧЕМУ ОНА ВАЖНА?
Включение в класс означает, что все дети, независимо от их способностей, имеют равный доступ к образовательным возможностям в учебной среде, где все ученики находятся в равной степени в безопасности, где их ценят и уважают. Включение в класс критически важно, поскольку оно способствует формированию у каждого ребенка чувства принадлежности, чувства того, что его видят и понимают таким, какой он есть. Инклюзивные классы дают детям возможность расти и процветать как уверенные в себе личности, не только как ученики во время их пребывания в образовательных системах, но и в жизни за пределами школы как граждане в своих сообществах и в мире.
Синдром Дауна, также называемый трисомией 21, — это хромосомная особенность, при которой избыток генетического материала вызывает задержки в развитии ребенка, как умственном, так и физическом. Дети и подростки с синдромом Дауна, как правило, имеют определенные общие физические черты. Они, как правило, растут медленнее и остаются ниже своих сверстников.
Синдром Дауна может влиять на способность к обучению по-разному, но обычно вызывает слабое или умеренное нарушение интеллекта. Дети с синдромом Дауна имеют задержки в речи и моторике, и им может потребоваться помощь, например, в одевании и уходе за собой.
Медицинские проблемы, связанные с синдромом Дауна, могут сильно различаться у разных детей. В то время как некоторым детям и подросткам требуется много медицинской помощи, другие ведут здоровый образ жизни.
Ученики с синдромом Дауна часто обучаются в обычных системах образования и с удовольствием участвуют вместе со сверстниками во всех видах классных мероприятий. Необходимо поощрять их физическую подготовку и участие во всех школьных мероприятиях, а также во внеклассных программах.
Они могут учиться и развивать новые навыки на протяжении всей жизни, но достигают целей в разном темпе. Учитель и одноклассники могут внести большой вклад в жизнь особенного ученика. Зная о его интересах, можно совместно создать возможности для успеха в школе.
Центр «Күншуақ» предлагает программы развития для детей от рождения и до 14-15 лет. В программах большое место занимает подготовка к школе (обучение чтению, письму и счету). Потому что главной целью работы центра и проекта в целом является интеграция детей с синдром Дауна в систему образования и в жизнь общества в целом, как любого ребёнка, идущего по жизни уверенными шагами, в окружении сверстников и взрослых, которые проявляют заботу и поддержку на каждом этапе жизненного пути.
В этом году мы можем гордиться нашими воспитанниками, которые шагнули в двери нового учебного года в обычных школах. Первоклассники и их более старшие друзья по школе будут теперь получать среднее образование. В то же время наши новоиспеченные школьники будут продолжать заниматься в нашем центре в свободное от школы время.
Проект поддержки родителей детей с синдромом Дауна с 2019 года поддерживает Управление занятости и социальных программ города Алматы, благодаря этой поддержке ежедневно центр дневного пребывания принимает 30 детей для работы по индивидуальным и групповым программам. Центр «Күншуақ» в г. Алматы был открыт в 2022 году при финансовой поддержке единого оператора благотворительности группы компаний АО «Самұрық-Қазына» фонда Samruk-Kazyna Trust. Помимо поддержки родителей и развития детей с синдромом Дауна, центр также занимается обучением инклюзивных специалистов.
К сожалению, не каждый родитель может похвастаться тем, что его особенного ребёнка приняли в общеобразовательную школу. Но мы уверены, что если рассказывать об успешных примерах больше, то это перестанет быть исключением, а станет повседневной практикой, как происходит в других странах на протяжении уже десятков лет.